ведро шампанский
Lib.ru/Классика: Маяковский Владимир Владимирович. Современницы о Маяковском
Маяковский Владимир Владимирович
Современницы о Маяковском
Lib.ru/Классика:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь]
Оставить комментарий
Маяковский Владимир Владимирович
(yes@lib.ru)
Год: 1993
Обновлено: 02/04/2007. 722k. Статистика.
Очерк: Мемуары, Публицистика Об авторе
Оценка: 8.98*9
Ваша оценка:
шедевр
замечательно
очень хорошо
хорошо
нормально
Не читал
терпимо
посредственно
плохо
очень плохо
не читать
Аннотация:Софья Шамардина. Футуристическая юность.
Маруся Бурлюк. "Начало было так далеко...".
Эльза Триоле. Заглянуть в прошлое.
Лиля Брик. Из воспоминаний.
Наталья Брюханенко. Пережитое.
Наталья Рябова. Киевские встречи.
Галина Катанян. "Азорские острова'.
Вероника Полонская. Последний год.
Современницы о Маяковском
Составление, вступительная статья, комментарий В. В. Катаняна
М., "Дружба народов", 1993
OCR Ловецкая Т. Ю.
Содержание
В. В. Катанян. От составителя
Софья Шамардина. Футуристическая юность
Маруся Бурлюк. "Начало было так далеко..."
Эльза Триоле. Заглянуть в прошлое
Лиля Брик. Из воспоминаний
Наталья Брюханенко. Пережитое
Наталья Рябова. Киевские встречи
Галина Катанян. "Азорские острова"
Вероника Полонская. Последний год
Комментарии
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Среди множества воспоминаний о Маяковском мемуары его современниц стоят отдельно. В них мемуаристки касаются таких сторон жизни Маяковского-человека, которые может заметить только женский глаз. Дело, естественно, не в каких-то любовных коллизиях - среди них много страниц, не связанных с ними, - ведро шампанский в той способности отметить черты ведро шампанский поступки, цвет костюма или выражение глаз, то особое внимание к жизненным мелочам, бытовым подробностям, интонации ведро шампанский настроению, на которые сплошь ведро шампанский рядом мемуаристы не обращают внимания.
"Я - поэт. Этим ведро шампанский интересен", - сказал Маяковский. Но, как выяснилось с годами, это оказалось не так. Сегодня нас интересует Маяковский не только поэт ведро шампанский гражданин, но "человек просто", с его силой ведро шампанский растерянностью, взглядами ведро шампанский поступками, пристрастиями ведро шампанский неприятиями - словом, неповторимость личности. Мемуары современниц интересны именно психологическим рисунком образа Маяковского, выявлением тех черт характера, которые проявлялись в его отношениях с женщинами. Любовные увлечения поэта, отраженные в некоторых воспоминаниях, помогут читателю узнать новое о нем, раскроют его со стороны, доселе неизвестной ведро шампанский подчас неожиданной. Какие-то его поступки ведро шампанский разговоры хотя ведро шампанский не льстят поэту, но делают его облик живым, снимая хрестоматийный глянец. Впрочем, таких "неблаговидных" абзацев, к счастью, немного. Как правило, его вспоминают с любовью, уважением, подчас с преклонением.
К сожалению, за рамками книги остались Татьяна Яковлева ведро шампанский Элли Джонс - два увлечения, знаменательных для биографии поэта. Дело в том, что их воспоминания не написаны, ведро шампанский есть лишь куски нерасшифрованных магнитофонных записей. Со временем они - будем надеяться - станут достоянием публикаторов или архивов, но пока...
О Татьяне Яковлевой все годы говорили глухо ведро шампанский неправдоподобно, имя ее в нашей печати не появлялось. Стихотворение, ей посвященное, долгое время не печаталось,- не надо забывать, какая у нас была ситуация, - разве мог "лучший советский поэт" влюбиться в эмигрантку ведро шампанский невозвращенку?!
Но вот в "Огоньке" в 1968 году появились статьи, где впервые в советской прессе написали об их романе. Правда, в лучших традициях бульварных газет. "Дыра в ушах не у всех сквозная, иному может запасть"... И запало. Целое поколение читателей до сих пор находится под впечатлением сплетен, махрово распустившихся тогда ведро шампанский "свято сбереженных", как писала Ахматова, на долгие годы. Акценты были намеренно смещены. Имя Лили Брик, которое поэт начертал на полном собрании своих сочинений, было предано поруганию, ведро шампанский любовь всей его жизни пытались вырвать из его сердца. То, что поэт написал пером, вырубали топором. На время это, как ни странно, удалось. Однако годы поставили всех на свои места.
Мне довелось общаться с Татьяной Яковлевой-Либерман в конце 70-х годов. После первого мужа дю Плесси, который погиб во второй мировой войне ведро шампанский был награжден орденом Сопротивления, Татьяна вышла замуж за Алекса Либермана, видного скульптора ведро шампанский художественного редактора журнала "ВОГ". В их доме в Нью-Йорке висят Дали ведро шампанский Ларионов, Гончарова ведро шампанский Пикассо с дарственными надписями хозяйке. Высокая красивая женщина в платье от Сен Лорана, сидя в белой гостиной, уставленной огромными кустами цветущих азалий, говорила о Маяковском ведро шампанский Цветаевой, Бродском ведро шампанский Вознесенском, Марии Каллас ведро шампанский фон Карояне - ее знакомых ведро шампанский друзьях из разных эпох. О Маяковском много, цитируя его стихи, иногда ошибаясь лишь в датах. (Недаром Маяковского поражала в Татьяне ее редкая память на стихи.) О статьях в "Огоньке" она говорила с презрением, несмотря на то, что всякими подтасовками именно ее роль изо всех сил старались возвысить.
Письма Маяковского к ней находятся в Гарвардском университете в сейфе ведро шампанский будут опубликованы после ее смерти - если захочет дочь. Хотя Маяковский ее очень звал, Татьяна не собиралась вернуться в Россию, что не мешало их роману. "Мои письма к нему сожгла Лиля Брик по моей просьбе - страшно вспомнить, какую ерунду я ему писала". Над воспоминаниями о своей жизни она работала в начале 80-х годов с писателем Г. Шмаковым, но он умер ведро шампанский мемуары остались ненаписанными.
О романе Маяковского с Элли Джонс было известно немногим; сам Маяковский не делал из этого тайны, но ведро шампанский не афишировал. Такие были времена, что писать о личном было не принято, особенно о личных связях с иностранцами. И не поощрялось, ведро шампанский опасно.
В 1925 году отношения Маяковского с Лилей Брик перешли в новую фазу, они стали чисто дружескими. И в том же году, вернувшись из Америки, Маяковский рассказал ей, что у него там был роман с Элли Джонс, американкой русского происхождения, ведро шампанский через некоторое время - что у него родилась дочь. (Об этом есть письма, которые хранились у Маяковского, ведро шампанский теперь в ЦГАЛИ.) И вот эта далекая история нашла продолжение в наши дни...
В 1990 году в Москву из Нью-Йорка приехали два работника музея, которые привезли обратно выставку работ Родченко. Они рассказали, что однажды в галерею пришла высокая темноволосая женщина ведро шампанский со словами "отец, отец" подошла к портретам Маяковского. Это оказалась дочь поэта Элен Патриция Томпсон.
Ее мать Елизавета Зибер (Элли Джонс) родом из Башкирии, по происхождению из немцев Поволжья. Будучи в Москве, она еще в 1923 году была на выступлении Маяковского, ведро шампанский он поразил ее, произвел впечатление неизгладимое. Вскоре она вышла замуж за англичанина Джонса, который приехал с миссией помощи голодающим на Волге. Сначала Англия, потом США, но жизнь не сложилась ведро шампанский они разошлись. С Маяковским она познакомилась через Давида Бурлюка, вместе они проводили время под Нью-Йорком в Кэмпиндайге, о чем есть у Бурлюка в позднейших письмах к Лиле Юрьевне. Там же были сделаны карандашные портреты Элли Джонс ведро шампанский Маяковским, ведро шампанский Бурлюком.
В записной книжке Маяковского был адрес Элли Джонс, сохранились адреса ведро шампанский на конвертах ее писем. Словно предчувствуя беду, она написала ему, чтобы в случае его смерти ей сообщили по такому-то адресу. Но о его самоубийстве она узнала из газет.
В начале 30-х годов Лиля Юрьевна делала несколько попыток найти мать ведро шампанский дочь, она обращалась к Бурлюку, просила Романа Якобсона ведро шампанский нашего полпреда, поручила своей сестре Эльзе Триоле, когда та была в США, пройти по всем адресам, но все было безрезультатно. Как выяснилось ныне, Элли Джонс вышла замуж, переменила фамилию ведро шампанский переехала. Их не мог найти даже Бурлюк, который был с нею знаком. Казалось, эта страница жизни поэта навсегда останется непрочитанной. Но время сделало свое дело. В материалах, которые опубликованы в журнале "Эхо планеты" (1990, No 18), мы наконец увидели фотографию матери в молодости ведро шампанский как выглядит Элен Патриция сегодня. Оказалось, что у Маяковского есть внук Роджер, он адвокат ведро шампанский ему 42 года!
Элли Джонс всю жизнь преподавала языки ведро шампанский умерла лишь в 1985 году. Она оставила несколько часов наговоренных пленок, где рассказывает о своей долгой жизни, ведро шампанский там много о ее встречах с Маяковским. Все это по-английски ведро шампанский еще не расшифровано.
Элен Патриция с девяти лет знала, кто ее отец, но это была семейная тайна ведро шампанский лишь после смерти матери ведро шампанский отчима она раскрыла свое происхождение. Сегодня она профессор, читает лекции в университетах Америки о психологии семейной жизни.
Маяковский виделся с "двумя Элли" в 1928 году, когда был во Франции. "Сегодня еду на пару дней в Ниццу (подвернулись знакомцы)",- писал он в письме к Лиле Юрьевне 20.10.28 из Парижа. Тогда же были ему подарены фотографии матери ведро шампанский дочери, которые он всегда хранил ведро шампанский которые теперь в ЦГАЛИ. Из письма Элли Джонс, отправленного ему из Ниццы в Париж, ясно, что он обещал приехать снова, чтобы с ними повидаться, однако не приехал. Почему? Элли Джонс об этом не узнала никогда, недоумевает по этому поводу ведро шампанский Элен Патриция... Но из рассказа Татьяны Яковлевой стало известно, что она познакомилась с поэтом в тот вечер, "когда Маяковский вернулся из Ниццы". В тот же вечер, как пишет Эльза Триоле, Маяковский с первого же взгляда жестоко в нее влюбился ведро шампанский больше в Ниццу не поехал. Татьяна не знала, с какой целью он туда ездил, ведро шампанский услышала об этом от меня только пятьдесят лет спустя...
Одни воспоминания, представленные в этом сборнике, в разные годы уже публиковались, другие появляются впервые. Некоторые были напечатаны частично, фрагментарно,- здесь они даются в полном виде.
В. В. Катанян
Софья Шамардина
ФУТУРИСТИЧЕСКАЯ ЮНОСТЬ
Маяковского увидела ведро шампанский услышала первый раз осенью 1913 года в Петербурге в Медицинском институте. Лекцию о футуристах читал К. Чуковский1, который ведро шампанский взял меня с собой в институт, чтоб показать живых, настоящих футуристов. Маяковского я уже знала по нескольким стихотворениям, ведро шампанский он уже был "мой" поэт. Читала ведро шампанский "Пощечину общественному вкусу"2.
После Корнея Ивановича вышел на эстраду Маяковский - в желтой кофте, с нагловатым, как мне показалось, лицом - ведро шампанский стал читать. Никого больше не помню, хотя, наверно, были ведро шампанский Бурлюки,3 ведро шампанский Крученых4.
После лекции К. И. познакомил меня с Маяковским. Я с радостью согласилась в изменение нашего с К. И. плана о поездке после лекции в Гельсингфорс - ехать в "Бродячую собаку" 5, так как туда же вместе с Чуковским направлялся ведро шампанский Маяковский.
Мы приехали в "Собаку" часов в 12. Маяковский сначала ушел от нас, но скоро подсел к нашему столу рядом со мной. Я сидела между ним ведро шампанский Чуковским, счастливая ведро шампанский гордая вниманием поэта.
За нашим столом сидели сатириконцы (Радаков6, еще кто-то), на которых тщетно пытался обратить мое внимание Корней Иванович. Мне уж никто не был нужен, никто не интересен. Мы пили вдвоем какое-то вино, ведро шампанский Маяковский читал мне стихи. О чем мы говорили - я не помню. Помню только, что К. И. не раз взывал ко мне: "пора домой", "Сонечка, не пейте", "Сонка, я вижу, что поэт оттеснил бедного критика" ведро шампанский т. п.
Только когда у К. И. началась мигрень, мы вышли на темную, пустую Михайловскую площадь. Маяковский, Корней Иванович ведро шампанский я.
Корней Иванович ворчал, недовольный тем, что мы так долго сидели в "Бродячей собаке", что у него болит голова, ведро шампанский надо отвозить меня. "Я ее провожу",- сказал Маяковский. Корней Иванович заколебался. Провожатый казался ему не очень надежным. Но сама провожаемая совсем не протестовала. Мигрень у К.И. была сильная, ведро шампанский она решила вопрос. Он очень торжественно ведро шампанский значительно поцеловал меня в лоб ведро шампанский сказал: "Помните, я знаю ее папу ведро шампанский маму".
Я жила на какой-то линии Васильевского острова, недалеко от Бестужевских курсов, на которых довольно старательно училась до встречи с Маяковским.
Корней Иванович ушел, ведро шампанский мы остались с Маяковским одни.
Куда идти? Мост разведен. На Невском взяли извозчика. Едем. Темно, сыро. Пустынно. Где-то слышен пронзительный женский смех, крики.
Стало немножко не по себе. Молчу. Уже немножко жалею, что нет Корнея Ивановича. Молчит ведро шампанский Маяковский.
Неожиданно "агрессивное" поведение Маяковского заставило меня яростно застучать в спину извозчика ведро шампанский почти на ходу выпрыгнуть из пролетки в темноту Невского.
"Сонка, простите. Садитесь - я же должен вас проводить. Больше не буду".
Едем. А мост разведен.
"Едем к Хлебникову7 - хотите?" - "Но ведь он спит".
Маяковский уверяет, что это ничего. Приехали, разбудили. Поставили в стакан увезенные из "Собаки" какие-то белые цветы. Заставили Хлебникова читать стихи. Он покорно ведро шампанский долго читал. Помню его тихое лицо. Какую-то очень ясную улыбку.
Я сидела за спиной Маяковского на диване. Спать не хотелось. Маяковский говорил о Хлебникове, о том, какой это настоящий поэт. О своей любви к нему.
Было уже совсем светло, когда мы, кажется, задремали, ведро шампанский часов в 10 утра - очень голодные, так как у Хлебникова ничего не было ведро шампанский ни у меня, ни у Маяковского не было денег,- мы пошли завтракать к Бурлюкам, Давиду ведро шампанский Владимиру. Кто-то из них мне показался очень белоподкладочным студентом. Кажется, Владимир. И не понравился.
Очень смутно помню квартиру, где жили Бурлюки,- какая-то холодноватость в доме. Маяковский с пристрастием допытывался, нравятся ли мне Бурлюки. Пили чай, что-то ели ведро шампанский расстались днем, чтоб встретиться вечером...
С этого дня на лекции почти не ходила - некогда. Только для очистки совести сдала два зачета - латынь ведро шампанский французский язык. Юридические дисциплины так ведро шампанский не двинулись с места.
Но на вечерах футуристов, в том числе ведро шампанский на Бестужевских курсах, я, конечно, бывала всегда. Помню, как раскалывалась аудитория на друзей ведро шампанский недругов поэта. Радовалась, когда на сторону Маяковского становились курсистки - не барышни, ведро шампанский серьезные девушки, которые приходили слушать Маяковского не ради скандальчиков, почти неизбежных, ведро шампанский ради него самого, его стихов.
Всех своих знакомых стала расценивать в зависимости от их отношения к футуристам, ведро шампанский прежде всего к Маяковскому.
Вместе бывали на художественных выставках футуристов. Помню посмертную выставку Елены Гуро8.
Не забывается весь облик Маяковского тех дней.
Высокий, сильный, уверенный, красивый. Еще по-юношески немного угловатые плечи, ведро шампанский в плечах косая сажень. Характерное движение плеч с перекосом - одно плечо вдруг подымется выше ведро шампанский тогда, правда,- косая сажень.
Большой, мужественный рот с почти постоянной папиросой, передвигаемой то в один, то в другой уголок рта. Редко - короткий смешок его.
Мне не мешали в его облике гнилые зубы. Наоборот - казалось, что это особенно подчеркивает его внутренний образ, его "свою" красоту.
Особенно когда он - чуть нагловатый, со спокойным презрением к ждущей скандалов уличной буржуазной аудитории - читал свои стихи: "А все-таки", "А вы могли бы?", "Любовь", "Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего"...
Красивый был. Иногда спрашивал: "Красивый я, правда?"
Однажды сказал, что вот зубы гнилые, надо вставить, я запротестовала - не надо!
И когда позднее, уже в 1915 или 1916 году, я встретила его с ровными, белыми зубами - мне стало жалко. Помню, что я даже с досадой обвинила в замене его зубов Лилю Брик. Это она сделала.
Его желтая, такого теплого цвета кофта. И другая - черные ведро шампанский желтые полосы. Блестящие сзади брюки, с бахромой. Цилиндр. Руки в карманах.
"Я в этой кофте похож на зебру" - это про полосатую кофту - перед зеркалом.
"Нет, на спичечную коробку", - дразнила.
Он любил свой голос, ведро шампанский часто, когда читал для себя, чувствовалось, что слушает себя ведро шампанский доволен: "Правда, голос хороший?.. Я сошью себе черные штаны из бархата голоса моего"... Льется глубокий, выразительный, его особого, маяковского тембра голос.
Вот он ходит из угла в угол ведро шампанский уже не старые свои строчки читает, ведро шампанский наговаривает в своих, таких особенных интонациях, - новое. И уже не голос свой слушает, ведро шампанский смысл ведро шампанский строй стиха.
Вот сказал так - прошел по комнате, повторил. Вот переставил слово. Вот заменил другим. И долго выхаживает каждую строчку. И я уже забыта, сижу в уголке не шевелясь.
Может быть, я придумала, но, кажется, точно помню родинку на носу. Падает на лоб прядь иногда уже промасленных волос. Вдруг остановится, спросит: "Нравится?"
А то вдруг зачитает чужие стихи, ведро шампанский если утром ему вспомнились строчки (Мариенгофа?9) - "...черпали воду ялики, ведро шампанский чайки морские посещали берега..." - то часто среди дня опять - " черпали воду ялики, ведро шампанский чайки..." - голосом, который ведро шампанский слышишь, ведро шампанский видишь в каких-то плавных, величавых линиях, ведро шампанский иногда в острых, угловатых.
Голос Маяковского! Его надо было слышать.
Почему-то любил стихотворение Ахматовой10 ("Ахматкина" - называл ее шутя) - "Мальчик сказал мне, как это больно, ведро шампанский мальчика очень жаль...".
Я не помню ни дат, ни последовательности наших встреч. Ведь не думаешь в 18-19 лет, что когда-то будешь вспоминать то, что было.
Помню, как хозяйка квартиры, в которой я снимала комнатенку на Васильевском острове, предложила мне найти другую комнату. От нее не скрылось то, что иногда очень поздно мы приходили вдвоем, стараясь не шуметь, ведро шампанский утром я таскала к себе в комнату воду в графине, чтобы умыться Маяковскому, не показываясь на глаза хозяйке. Как он ходил на цыпочках, с шумом натыкаясь то на стол, то на стул,- ведро шампанский конспирация не удавалась.
---
Вспоминается, как возвращались однажды с какого-то концерта-вечера. Ехали на извозчике. Небо было хмурое. Только изредка вдруг блеснет звезда. И вот тут же, в извозчичьей пролетке, стало слагаться стихотворение: "Послушайте! Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?..."
..........
..........
Значит - это необходимо,
чтоб каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?! -
держал мою руку в своем кармане ведро шампанский наговаривал о звездах. Потом говорит: "Получаются стихи. Только непохоже это на меня. О звездах! Это не очень сентиментально? А все-таки напишу. А печатать, может быть, не буду".
---
Помню забавный случай. Жил Маяковский тогда на Пушкинской, в "Пале-Рояле".
Скромный, маленький номер с обычной гостиничной обстановкой. Стол, кровать, диван. Большое зеркало овальное на стене. Это зеркало помню, потому что вижу в нем Маяковского ведро шампанский себя. Подвел меня к нему, обнял за плечи. Стоим ведро шампанский долго смотрим на себя. "Красивые,- говорит.- У нас не похоже на других".
В этом номере хорошие бывали у нас часы. И когда появлялись деньги - то обязательно был рислинг ведро шампанский финики. При этом можно было не обедать - это не обязательно.
Так вот, однажды рано утром я выхожу на минутку из комнаты Маяковского. Куда-то мы должны были идти вместе.
Вдруг в коридоре наталкиваюсь на минского знакомого моих родителей - очень фешенебельный поп в шелковой рясе, член Государственной думы. Живет в этой гостинице. Удивлен, встретив меня здесь. Говорю, что у меня тут подруга остановилась - заходила к ней. Расспрашивает о родителях, приглашает зайти к нему. Захожу. Сижу как на иголках - знаю, Маяковский ждет. Никак не нахожу предлога подняться ведро шампанский уйти.
Вдруг открывается дверь ведро шампанский на пороге Маяковский ведро шампанский во весь голос: "Сонка, я тебя ищу целый час, ушла ведро шампанский не сказала куда!"
"Подруга!!!" Я что-то пролепетала "батюшке", ошарашенному неожиданным явлением парня в желтой кофте, ведро шампанский выскочила в коридор.
В номере Маяковского мы очень смеялись, но мне было немножко не по себе.
Бывали в "Бродячей собаке". Помню вечер, когда Маяковский читал там стихи. Помню неуемную истерику какой-то дамы, - кажется, после стихов "А все-таки". Помню ведро шампанский свое собственное предельно нервное напряжение в этот вечер. Какая сила, громадная, внутренняя, была в этом юноше! Я в то время не знала о его (тогда уже прежней) юношеской политической деятельности. Но сила протеста ведро шампанский вызова буржуазному обществу, мещанству в его стихах чувствовалась потрясающе. В самой же мне бродили еще совсем неосознанные настроения очень неопределенных протестов, ведро шампанский поэзия Маяковского, хоть еще ведро шампанский очень ранняя, жгла, как раскаленное железо.
Помню доктора Кульбина 11 в "Собаке" ведро шампанский как я почему-то обиделась, когда он мне сказал, что я "очень приятная". "Вы бы еще сказали - приятная во всех отношениях". А Маяковский говорит - "глупая". К Маяковскому Кульбин относился с нежностью.
Помню одну ночь в "Собаке". Очевидно, было наводнение. Подвал "Бродячей собаки" был залит водой. "Собака" была закрыта, не было света. На полу лежали бревна ведро шампанский доски, чтоб можно было ходить. Никого не было, Пронин 12 был один, когда пришли мы с Маяковским. Потом еще кто-то подошел с девушкой, которую Пронин звал "Луной", ведро шампанский на самом деле она была Надя ведро шампанский училась в театральной школе.
Затопили камин. Жарили в камине баклажаны. Сидели у огня. Маяковский не позволял мне ходить по залитому водой полу ведро шампанский переносил меня на руках, шагая по бревнам. Нас принимали за брата ведро шампанский сестру ведро шампанский даже находили сходство. Мне нравилось это, потому что мне всегда больше хотелось быть сестрой. И из-за этого моего "пункта" было много тяжелого в то время, ненужного, омрачавшего нашу дружбу. Немножко я себя покалечила толстовством в самой ранней юности. А в эти годы я уж больше по привычке вегетарьянствовала, ведро шампанский в вопросах пола еще не избавилась от всякой чепухи. Ну, словом, мне хотелось быть сестрой, но ведро шампанский терять Маяковского не хотела.
Бывало ведро шампанский смешно, ведро шампанский трагично.
Помню в этом свете невеселую поездку в Финляндию. Зима. Под большими соснами в каком-то поселке - большой деревянный дом вроде пансиона. По-домашнему уютная комната, камин, керосиновая лампа. Маяковский сидит ведро шампанский пишет, ведро шампанский я на полу у огня сижу ведро шампанский все время боюсь, что он ко мне подойдет.
Помню, как он, внимательно приноравливаясь к моему вегетарьянству, заказывает ужин. Яичницу заказал. А я сидела ведро шампанский ждала, когда он уйдет...
Иногда он меня представлял так: "Сонечка - сестра". А потом, когда заканчивал "Владимира Маяковского", говорит: "Там есть Сонечка - сестра".
---
"Владимир Маяковский" в театре на Офицерской. Я уже знаю наизусть пролог, слышала в чтении Маяковского много раз. Вместе с Маяковским люблю старика с кошками. "Я - тысячелетний старик"... Часто читает: "Идите ведро шампанский гладьте - гладьте сухих ведро шампанский черных кошек!"... И голос свой слушает. И про найденную душу, что "вышла в голубом капоте", говорит: "Садитесь!.. Не хотите ли стаканчик чаю?"
Помню подготовку спектакля. Какая-то история вышла с профессиональными актерами, поэтому играла всяческая студенческая молодежь. Ставил сам, предлагал мне играть ведро шампанский что участникам заплатят по 30 рублей - сказал. Днем встречались на репетициях. Показывал декорации, щиты, на которых были люди ведро шампанский вещи. Запомнились "слезы", с которыми женщина была.
Помню одну встречу в театре. Я пришла позже Маяковского. Нашла его за кулисами. Он стоял в окружении каких-то людей ведро шампанский что-то горячо доказывал. Здороваясь, поцеловались. Потом говорил: "Мне нравится, что ты так просто меня целуешь, ведро шампанский они стоят ведро шампанский смотрят. Ты не похожа на барышню".
Спектакля в Петербурге ждали. На спектакле было много друзей ведро шампанский врагов. Театр был полон. Были театральные люди. Помню, как звучало каждое слово его, как двигался он. Скандала не было, ведро шампанский многие были разочарованы. В антракте после первого акта - стою в группе театральщиков. Сейчас никого из них вспомнить не могу, кроме Шора (или Шера?), известного тогда не то балетмейстера, не то танцовщика. Он взволнованно говорит о танце поэта в 1-м акте: "Ведь этого человека никто не учил, ведь это он сам сделал,- удивительно! Хорошо!"
А танец правда был сделан очень хорошо. Очень скупо, несколько движений, не беспорядочных, ведро шампанский собранных, очень выразительных. И еще - слышу - говорят об этом спектакле ведро шампанский о трагедии "Владимир Маяковский" как о значительном явлении,- ведро шампанский счастлива.
---
В 1913 году весной, когда я готовилась на аттестат зрелости, читала Юлия Цезаря, вперемежку со всеми писателями, поэтами современности, на улицах Минска появились афиши - "едет Сологуб"13. Сологуб в то время занимал довольно почетное место у меня на книжной полке. Была ранняя весна, была невероятная, жадная молодость! Я бежала домой ведро шампанский пела: "Едет Сологуб!"
Поздно ночью, когда все в доме спали, я написала большое письмо, в котором был дан "анализ" творений Сологуба с точки зрения восемнадцатилетнего человека. Приписано Сологубу было много: ведро шампанский любовь к человеку, ведро шампанский рвущаяся через край радость жизни, ведро шампанский борьба со старым бытом за новую жизнь, за чистоту человеческих отношений к человеческому телу ведро шампанский духу... через отрицание всяческой тьмы... Что-то, вероятно, очень сумбурное, но искреннее ведро шампанский неожиданное самому Сологубу.
С ним приехал прилизанный, с прямым пробором Игорь Северянин14, который пел скрипучим неприятным голосом свои поэзы. Фешенебельные дамы, сидевшие с нами (я была с сестрой) в одном ряду, катались в истерике от смеха. Я сердито шикала на них, но ведро шампанский самой мне было довольно весело. Казалось новым, ведро шампанский поэтому защищалось. Все же мы с сестрой тоже подфыркивали. Уж очень голос был нехороший.
Письмо Сологубу я отдала до начала лекции, которую прочла Чеботаревская15, ведро шампанский была немного разочарована, увидев розового, лысого, в бородавках человечка. Все же я ему сказала, что я его очень люблю. "Единственное выражение любви есть поцелуй",- возвестил он. И так как задерживающие центры у меня в этот момент не работали - я его поцеловала. Он познакомил меня с Северяниным, ведро шампанский Северянин обещал мне прислать "Громокипящий кубок".
Редактор местной либеральной газетки потом рассказывал мне, что Сологуб, прочтя мое письмо, кричал: "Дайте мне ее!" Но письмо было без подписи.
Уж очень, верно, было ему занятно увидеть себя в неожиданном для него самого ракурсе.
Осенью 1913 года в Петербурге я зашла к Северянину. Он подарил свой "Громокипящий кубок" с надписью "Софье Сергеевне Шамардиной - ласково ведро шампанский грустно автор И. Северянин". На поэзоконцертах его бывала редко, но домой к нему в тот сентябрь заходила. Было довольно грустно от грустного лица жены, от вздохов матери. Иногда плакал ребенок. И мать, ведро шампанский жена с ребенком, когда у Северянина кто-нибудь был, сидели в соседней комнате. Входить им в комнату Игоря было нельзя.
До встречи с Маяковским общество Северянина все же доставляло мне удовольствие. Девчонке нравилось его влюбленно-робкое отношение. Оно меня не очень волновало, скоро я стала принимать его как должное, тем более что почтительная влюбленность его меня не пугала. Бывало приятно забежать к Северянину, послушать приятные неволнующие стихи, выпить чаю с лимоном ведро шампанский коньяком, поговорить о поэтах. По Северянину, кроме Игоря Северянина в русской литературе было еще только два поэта - Мирра Лохвицкая16 ведро шампанский Фофанов17. Потом был признан еще Брюсов. И однажды он нечаянно "открыл" Пушкина, прочитав "Я помню чудное мгновенье". Конечно, это был наигрыш.
В комнате бамбуковые этажерочки, маленький, какой-то будуарный письменный столик, за которым он бездумно строчил свои стихи. Очень мне не нравилось ведро шампанский казалось унизительным для поэта хождение его по всяким высокопоставленным салонам с чтением стихов.
После моего знакомства с Маяковским Северянин признал ведро шампанский Маяковского. Я уж не помню, как я их познакомила. Маяковский стал иногда напевать стихи Северянина. Звучало хорошо. Кажется, были у них общие вечера ведро шампанский на Бестужевских курсах. Смутно вспоминаю об этом.
Когда я уезжала в Минск, провожали меня Северянин с голубыми розами ведро шампанский Маяковский с фиалками. Маяковский острил по этому поводу ведро шампанский шутя говорил: "Тебя провожают два величайших поэта современности". А у Северянина было трагическое лицо.
Уехать мне в Минск пришлось вот почему: когда моя дружба с Маяковским приняла характер отношений, не совсем приемлемых для общепринятой морали (скажем так), я очень старательно избегала встречи с Чуковским, чтоб не пришлось ему все рассказывать. Я перестала к нему заходить в дни его приезда в Питер в его номерок в "Пале-Рояле", где он, бывало, довольно уныло жевал сырую морковку ведро шампанский тонким голосом говорил о пользе ее. А когда хозяйка моя васильеостровская решила со мной расстаться, я вернулась в семью друзей моей сестры Станюковичей (В. К. Станюкович - сын писателя Станюковича). Но так как Маяковский звонил ведро шампанский днем ведро шампанский ночью, это наводило моих хозяев на грустные мысли. Сестра моя получила письмо от Станюковича - "за Соней охота, ее надо забрать домой". А я собралась ведро шампанский уехала в Гатчину к моей гимназической преподавательнице французского языка.
Помню полутемный пригородный поезд - еду в Гатчину. Настроение тяжелое в связи с внутренним разладом с самой собой по поводу Маяковского.
В соседнем купе группа молодежи. Спорят с каким-то почтенного вида, в мягкой шляпе, с длинными волосами человеком - о футуристах, о Маяковском. Господин в шляпе возмущается, ведро шампанский молодежь сбрасывает с парохода современности ведро шампанский Пушкина, ведро шампанский Толстого. Кто-то начал читать Маяковского. Встреваю в спор на стороне молодых. Господин с длинными волосами возмущенно уходит. Мы провожаем его дружным смехом.
И на основе любви к поэту Маяковскому в вагоне этом возникает у меня многолетняя дружба с Алешей Грипичем, учеником Мейерхольда, впоследствии режиссером. Это он читал стихи Маяковского в вагоне ведро шампанский спорил в защиту футуристов.
Этот вагонный спор, случайно возникший между незнакомыми людьми, между молодыми ведро шампанский старыми, очень характерен для тогдашних литературных настроений, симпатий. И споры, возникавшие вокруг Маяковского, носили остро волнующий, социальный характер.
Это уже тогда определяло Маяковского, едва только входившего в литературу. Уж он-то не "чирикал серенький, как перепел".
---
Чуковский, не найдя меня ни на Васильевском острове, ни у Станюковичей, заволновался. Через некоторое время я нашлась, ведро шампанский приятель К. И., которому он поручил разыскать меня, дал в Куоккалу, по условию с К. И., телеграмму такого содержания: "Потерянная рукопись найдена".
Пришлось исповедоваться. Теперь-то я знаю, что не нужно было этого делать. В развитии дальнейших наших отношений с Маяковским нехорошую роль сыграл К. И. со своей бескорыстной "защитой" меня от Маяковского.
Тут была даже клевета (хотя, может быть, он ведро шампанский сам верил в то, что говорил). Во всяком случае, старания К. И. возымели свое влияние на сугубо личные мои отношения с Маяковским. Не хочется об этом вспоминать. Помню свое глупое, гадкое, отвратительное поведение, когда избегала встреч с Маяковским. Помню, как однажды он, нигде не найдя меня, пошел в "Бродячую собаку" ведро шампанский уговаривал уйти оттуда. "Если не хочешь идти со мной, все равно уходи отсюда. Не оставайся. Здесь же все заплевано. Не ходи сюда".
Ушел он тогда один. Этот случай помню всегда со стыдом.
Все же встречались ведро шампанский дружили крепко. Бывали вместе у Северянина. Помню один вечер у него: слушаю Маяковского ведро шампанский Северянина, по очереди читающих свои стихи. Маяковский под Северянина "поет" какие-то стихи Северянина ведро шампанский спрашивает, похоже ли. Северянин не знал о наших с Маяковским отношениях.
---
Моя "исповедь" перед К. И., которого я очень любила, происходила, вероятно, в январе 1914 года. Было очень холодно. Поздний вечер. К. И. таскал меня весь день с собой. Он тогда начинал свою работу над Некрасовым, поэтому разыскивал людей, которые могли иметь какое-нибудь отношение к Некрасову, к его рукописям, к его переписке, воспоминаниям о нем. Я покорно таскалась за ним по каким-то домам, терпеливо ждала в каких-то полутемных гостиных, грустно пила чай, пока он расспрашивал, записывал, договаривался. Завершение "исповеди" было в Куоккале, в дачной бане Чуковского. Домой меня нельзя было пригласить из-за Марии Борисовны. Хорошо, что баня в этот день топилась. Он принес туда свечу, хлеба, колбасы ведро шампанский взял слово, что с Маяковским я больше встречаться не буду, наговорив мне всяких ужасов о нем.
Рано утром - чуть свет - я уехала в Питер, чтоб снова встретиться с Маяковским.
---
От меня Маяковский никогда не слышал, что о нем говорил К. И. И не от меня Маяковский узнал ведро шампанский о моей беременности, ведро шампанский о фактически преждевременных родах (поздний аборт), которые сорганизовали мои "спасатели".
Совершенно гнусная, не имеющая под собой никакой почвы клевета К. И. (а может быть, он сам добросовестно заблуждался), все же впоследствии стала известна Маяковскому. Но об этом мы в то время с Маяковским не говорили никогда.
---
Итак, я уехала в Минск с ворохом футуристических книг. Читала их ведро шампанский папе ведро шампанский маме, но только в сестре моей Марии находила сочувствующего слушателя. Она очень хорошо понимала ведро шампанский чувствовала молодого Маяковского. В Минске я затосковала ведро шампанский не знала, куда себя деть с первых же дней. Моя беременность для меня была уж вне сомнений, но я относилась к ней довольно беззаботно.
Через некоторое время посыпался поток телеграмм ведро шампанский писем Северянина. (Мария считала, что письма его лучше стихов.) Организуется турне футуристов. И я должна с ними ехать. По секрету рассказываю маме ведро шампанский скоро уезжаю в Питер.
Или Маяковского в это время не было в Петербурге, или стараниями Северянина я не видела в эти дни Маяковского. Потом узнала, что Маяковский думал - поеду с ним, но меня уж не было. Нашелся какой-то меценат, который устроил поездку Северянина на юг.
Кусок черного шелка, серебряный шнур, черные шелковые туфли-сандалии были куплены в Гостином дворе. Примерка этого одеяния состоялась в присутствии Северянина ведро шампанский Ховина. "Платье" перед концертом из целого куска накалывалось английскими булавками. И сандалии на босу ногу. Северянин очень торопил выезд, чтоб не помешал Маяковский. Помню, были в Екатеринославе, Мелитополе, Одессе. Читала стихи - что откроется по книге. Вообще было смешно, ведро шампанский под конец стало противно. До ведро шампанский после концертов или бродила по улицам (даже верхом ездила), или сидела в номере одна ведро шампанский думала, что же все-таки будет дальше.
Эсклармонда Орлеанская18... Подружилась с Ховиным (критик-интуит). Он знал о Маяковском ведро шампанский хранил мою "тайну". Иногда приходил по своей инициативе "меценат"19: "Ну хоть пообедаем вместе. Смотрите, что с Игорем Васильевичем. Ведь сорвется концерт". Вот ведь злая девчонка какая была! Когда Игорь приходил ко мне в номер, я открывала окно,- он очень боялся за свое горло ведро шампанский долго не высиживал. Ужасно меня тошнило от страданий Северянина. Кажется, скоро вслед за Северяниным отправился в поездку ведро шампанский Маяковский. Помню тревожное настроение по этому поводу Игоря. А мне хотелось, чтоб Маяковский нас догнал.
Назад мы возвращались в третьем классе ведро шампанский за извозчиков в Петербурге платил "меценат".
Дальше следует тяжелая полоса моих петербургских дней, закончившихся уничтожением будущего ребенка. И это тогда, когда у меня загорелась такая жажда материнства, что только боязнь иметь больного урода заставила меня согласиться на это. Это сделали "друзья". Маяковского видеть не хотела ведро шампанский просила ничего ему обо мне не говорить.
---
А летом 1914 года мы встретились в Москве. Мама моя была больна ведро шампанский была в каком-то частном санатории для нервнобольных. Я жила у тетки на Новинском бульваре.
Встретились мы бурно-радостно ведро шампанский все общупывали друг друга- лицо, руки, плечи. Я пришла на Большую Пресню, где жили Маяковские. Он в 20 - нет, в 21 год был болен корью. Уже поправлялся. Лежал на коротком диванчике - ноги висели. Еще не вставал. Рубашка на локтях у него была дырявая, ведро шампанский рукава короткие, из них - большие ослабевшие руки. (А может быть, я придумала, что дырявая,- просто стираная).
В маленькую его комнатку, в которой был еще стол и, кажется, шкаф, стулья, прибегала часто, пока не встал.
Познакомил с матерью ведро шампанский сестрами. Чаем поили ведро шампанский всегда очень приветливо встречали. Помню, что особенно Ольга радовалась ведро шампанский одобрительно относилась к моим посещениям. Нашла в Володиных книгах мои фотокарточки, показывала мне. В эти же дни встретила у Маяковского С. Третьякова20- длинный, в парусиновом костюме: "А, вот она Сонка!"
Втроем бродили. А когда Маяковский поправился, я для безопасности водила с собой свою двоюродную сестру. Сначала Маяковский сердился, ведро шампанский потом - ничего. Она была очень хорошенькая. Однажды я преспокойно уснула на этом самом диванчике. А Владимир с Лизой сидели у меня в ногах. На следующий день он говорит: "У нее кожа очень хорошая. Ты ее больше не води с собой".
В Москве в это лето он не ходил в своих желтых кофтах, помнится рубаха-ковбойка. Пиджачок какой-то.
Потом заболела я тягчайшей ангиной. В. В. был уже совсем здоров. Приходил на Новинский бульвар (вернее, Новинский переулок) ежедневно. Или рассказывал что-нибудь, или, скоро забывая о моем существовании, ходил из угла в угол ведро шампанский бормотал стихи. Уже начиналось "Облако".
Когда появились деньги, притащил по старой памяти рислинг, финики, еще какие-то фрукты, но я даже смотреть на них не могла из-за ангины. До сих пор жалко. Так что он сам все выпил ведро шампанский съел дня за два.
Комната в тетиной квартире, где я жила, была какая-то косая. Вот эта кособокая комната казалась ему чем-то из Достоевского.
Все свои новые стихи за то время, что встречались в Москве, прочитывал мне. А может быть, ведро шампанский не все?
К прежней близости не возвращались никогда. Последняя попытка с большим объяснением у калитки в Новинском переулке привела только к закреплению конца нашей любви. Любви ли?
- Ты должна вернуться ко мне.
- Я ничего не должна.
- Чего ты хочешь?
- Ничего.
- Хочешь, чтоб мы поженились?
- Нет.
- Ребенка хочешь?
- Не от тебя.
- Я пойду к твоей маме ведро шампанский все расскажу.
- Не пойдешь.
Это краткий конспект большого разговора летом 1914 года.
В начале весны 1915 года приехала в Петроград. За книгами для военного госпиталя в Люблине. Искала Маяковского.
Ховины дали телефон, причем Виктор Ховин сказал: "Теперь ему нельзя с вами встречаться".
"Почему?" - "Вот увидите. Звоните". И правда - хорошо, дружески поговорили по телефону, но не встретились. У Ховина узнала о Лиле Брик. О Брике. И что Брики делают для Маяковского. Маяковский о Лиле мне не говорил. Все, что было издано Маяковским,- все повезла с собой. Вместе с чемоданом литературы для солдатской библиотеки. Ховин очень недоброжелательно отзывался о Бриках, хотя ведро шампанский подчеркивал большую их роль в творческом росте Маяковского.
В Люблине меня ждали почитатели Маяковского, в том числе будущий отец моего сына Александр Протасов. По вечерам после работы я читала вслух Маяковского, пропагандируя его.
Помню, милый толстяк главврач охал ведро шампанский ахал вместе с женой своей, когда я ведро шампанский им читала Маяковского.
"Ну что вы мяса не едите - это еще ничего, но что вы считаете это поэзией - это уж, знаете ли..."
---
Летом 1915 года встретились в Москве. Жил Маяковский в Б. Гнездниковском, в девятиэтажном доме, где-то очень высоко.
И вот тут - я помню - увидела его ровные зубы, пиджак, галстук ведро шампанский хорошо помню, как подумала - это для Лили. Почему-то меня это задевало очень. Не могла я не помнить его рот с плохими зубами - вот так этот рот был для меня прочно связан с образом поэта... "Каждое слово, даже шутка, которые изрыгает обгорающим ртом он..."
Комната в Гнездниковском была очень приятная. И было очень хорошо. Но почти в каждой нашей встрече были моменты, о которых потом жалела. Так ведро шампанский в этой.
Решили отпраздновать встречу по-старому. Маяковский помчался за вином ведро шампанский фруктами. И куда-то еще должен был зайти по литературным делам. А я должна расположиться у него - сегодня будем вместе весь день.
А я (как жалко теперь, ведро шампанский какая я была все-таки свинья), подождав немного, написала прощальную записку на тарелке - кругом по ободку. И ушла. Это он мне потом напомнил через много лет.
А теперь как алмазные крупинки собираешь в памяти все, что связано было с Маяковским.
Вот вспоминаю, что в 1913, 1914, 1915 годах я никогда не называла его Володей. Вот не был он для меня Володей. Все время у меня было чувство такое, что он слишком большой внутренне, что я рядом с ним такая, что мне Володей его никак не назвать.
И эта постоянная взволнованность от общения с ним в те годы. Да ведро шампанский позднее тоже.
---
До следующей встречи, через не так уж много лет, - книга Маяковского - посредник между мной ведро шампанский людьми. В 1917 году у меня родился сын, и, конечно, ему вместе с колыбельными приходилось слушать Маяковского.
В этом же 17-м году, до моего отъезда в Сибирь, меня затащила к себе группа минских молодых поэтов - "марсельские матросы" они назывались. Такие эстетствующие буржуазные мальчики ведро шампанский девочки. На их вечерах читала Маяковского, ведро шампанский чаще всего "Облако в штанах". Маяковский потом как-то показывал мне газетные вырезки об этих чтениях.
Маяковский ведро шампанский опять "Облако" содействовали моему сближению с Правдухиным21 ведро шампанский Сейфуллиной22 в Челябинске в дни колчаковщины. А до этого в Челябинске же приходили ко мне два мальчика - Юра Либединский23 (впоследствии писатель) ведро шампанский Миля Элькин - прочесть Маяковского или о Маяковском - в "Союзе молодежи". Это мои встречи с ним на расстоянии.
В 1920 году из Красноярска, где я была на партийной работе, я написала письмо (теперь сама знаю, что поганое) одному человеку (другу Чуковского) - послала на РОСТА - Владимиру Владимировичу, чтоб передал, если знает, где этот человек.
Осенью 1920 года в Москве, куда приехала в дни сессии ЦИК, встретила Маяковского на Манежной площади. Был он мрачен. Встретились не очень тепло. Спросила о письме. Он сказал: "Я его прочел ведро шампанский разорвал, потому что противно стало". Узнал, что я два года в партии, одобрил. На мой вопрос, почему он не член партии, ответил: "Пусть восстановят мой стаж".
В 1922-1923 годах в Москве - я училась в 1-м МГУ - встречались несколько раз. Помню, вечер одни бродили по Тверскому бульвару. Руку мою держал в своем кармане. Были вместе в Доме писателя. Был он в те дни невеселый.
В этот же год случайно встретила Ховина, который изрыгал гадости о Бриках. Попросила замолчать. Больше его не видела.
В 1923 году В. В. первый раз показал мне Лилю Брик ведро шампанский рассказал о ней. Это было в Водопьяном переулке. Лиля Юрьевна была за границей. Шагали по бульварам, потом пустились бегом - публика шарахалась,- это мы трамвай догоняли. Приехали на Водопьяный. Помню - первая комната большая, в ней рояль (?). На рояле хаос. У стены кровать, над кроватью на стене лампочка. Подальше стол с самоваром. В соседней комнате играют в карты. Кажется, были Асеев24 ведро шампанский Третьяков. Девочка какая-то (вероятно, Таня Ольги Третьяковой) читает стихи "лет быстролетных коней". И кто-то говорит, что надо читать "лёт быстролётных", ведро шампанский кто-то - "лет быстролетных".
Зовут Маяковского играть.
Я немножко шокирована картежной игрой - возбужденные лица, деньги. Спрашиваю: "Ты играешь?"
На этот раз он от игры отказался. Мы забрались на кровать ведро шампанский предаемся воспоминаниям.
"Только по рукам твоим видно, что годы идут. Руки твои постарели, ведро шампанский так ты не меняешься",- говорит.
Он очень веселится по поводу того, что я член горсовета. "Сонка - член горсовета!"
Я никогда не занималась своими туалетами, ведро шампанский в дни нашей юности вопрос, как я одета, его тоже не занимал. А теперь говорит: "Вот одеть бы тебя!" И рассмеялся, когда я ответила: "Плохи мои дела: раньше ты стремился раздеть меня, ведро шампанский теперь одеть".
Потом долго говорил мне о Лиле, о своей любви к ней. "Ты никому не верь - она хорошая". Показал мне фотографии. Так настороженно смотрел на меня, пока я вглядывалась в лицо ее. "Нравится?" - "Нравится". - "Люблю ведро шампанский не разлюблю".
Я сказала, что если семь лет любишь, значит, уж не разлюбишь. Срок этот казался невероятно большим (и был доказательством того, что ее можно так любить). И какое-то особое уважение к Маяковскому у меня было за эту любовь его.
В этот же вечер В. В. мне рассказал, как Корней Иванович "информировал" Горького о том, что якобы Маяковский "совратил" ведро шампанский заразил девушку, ведро шампанский потом шантажировал ее родителей. Речь шла обо мне. Горький даже где-то как будто публично говорил об этих "ужастях"25.
Владимир спросил, может ли он сослаться на меня, опровергая эту мерзость или в печати, в письме, или в устном выступлении, не повредит ли это мне в моих личных ведро шампанский общественных делах. Я, конечно, ответила полным согласием ведро шампанский предложила, если нужно, лично опровергнуть это.
"И после этого ты бы видела, как меня, распластываясь, встречал Чуковский в Пушкинском доме в Петрограде - ходил за мной по пятам, чуть ли не полотенце за мной носил - Владимир Владимирович, Владимир Владимирович!.."
---
После большого перерыва увиделись мы в Белоруссии, кажется, в 1926 году. Помню один его вечер в бывшей синагоге, в переполненном, плохо освещенном зале. Восторженным ревом отвечает аудитория на стихи Маяковского ведро шампанский на удачные ответы по запискам. Вот стоит он у стола перед ворохом записок, уверенный, большой. В записках как всегда есть материал для уничтожающих издевок над обывателем, задающим "подковыристые" вопросы.
Молодежь хохочет, Маяковский улыбается, перекладывая папиросу из одного угла рта в другой.
Вот в записках ему попадается моя - с приветом. Поднял глаза, ищет в публике. Сижу близко - нашел, жестом зовет за кулисы. Еще много записок, много работы у стола на эстраде. Наспех сговариваемся о встрече. Гостиница "Европа" - завтра. Вот ведро шампанский завтра! С волнением взлетаю по лестнице, нахожу его номер. Предлагаю переехать ко мне домой, отказался. Опять - "одеваешься под Крупскую". Подарил наконец мне свой кастет, который уж давно как-то просила,- тогда не дал. На следующий день пришел к нам обедать. И вдруг - с приходом Адамовича - замечаю какие-то странные обороты речи у Маяковского, когда обращается ко мне. И какой-то связанный стал. Улучил минутку ведро шампанский у меня в комнате: "Как мне говорить с тобой - на "ты" или на "вы"?" Я расхохоталась ведро шампанский сейчас выложила Иосифу сомнения Маяковского. Потом говорит: "Я же не знал, какой он ведро шампанский как тебе удобнее".
Второй вечер - в партийном клубе. Его доклад сначала, потом читал поэму "Ленин" ведро шампанский на бесконечные просьбы аудитории - стихи. (А может быть, ведро шампанский не "Ленина"?) Я открываю вечер, даю слово Маяковскому. В перерыве говорит: "Вот мы как с тобой встречаемся теперь, ведро шампанский помнишь?"
Конечно, помню. Все помню. Помню ведро шампанский то, чего хотела бы не помнить.
В этот же вечер в клубе подошел к нему юноша, на вид пижонистый, со своими стихами. Маяковский бегло посмотрел (мы с ним в перерыве ходили по клубу) ведро шампанский сказал: "Бросьте писать. Займитесь чем-нибудь другим". Огорченный мальчик сейчас же ушел. Рассказываю, что это рабочий паренек, учится ведро шампанский работает на заводе. Он даже еще по-русски плохо говорит. Очень хороший паренек.
Маяковский заволновался: "Что ж ты мне не сказала раньше- я ж думал, пижон, пойдем поищем его". Не нашли. Видно, совсем ушел наповал убитый парнишка. Читал он в этот вечер много. Чуть ли не вся партийная организация в зале, рабочая молодежь - горящие глаза, восторженный гул - горячий, тесный контакт поэта с аудиторией.
Он уже давно без пиджака. Читает, читает - то по заказу, то по своему выбору.
Я положила записки. Уж полон стол. Немного отдохнет ведро шампанский начнет отвечать. Начинается разговор Маяковского с публикой. Это всегда интересно, никогда не скучно. Всегда ново ведро шампанский остро. Еще в своей желтой кофте в Тенишевском училище, когда из публики на эстраду летели всякие непотребные предметы ведро шампанский несусветная ругань, перекрываемая спокойным, уверенным, веселым голосом Маяковского, отвечавшего ведро шампанский на враждебные ведро шампанский на дружеские неистовства зала,- такой он был ведро шампанский тогда, большой ведро шампанский сильный, этот двадцатилетний человек. И такой он был - уже большой поэт - ведро шампанский в своих ранних стихах, пусть еще не вызревших, но всегда новых, но всегда в них мысль своя, всегда развернутая грубо навстречу. А рядом щупленький Крученых, что-то уж очень заумное читающий, что-то про мать - ведро шампанский в заключение почему-то стукающийся головкой о пюпитр (столик?).
И еще - до октября 1917 года - поздним летом зал Политехнического. В Москве я проездом - еду в Сибирь. Афиши: Маяковский. Нельзя не пойти. Вытащил меня из зала, посадил на эстраде, там у стенки, сзади, сидели друзья. В перерыве выясняет мое отношение к революции. Говорю - муж большевик. Мне кажется, что это определяет ведро шампанский меня. Усмехнулся. И опять на эстраде - все тот же, но более взрослый - великан-человечище, громкий, сильный, знающий, чего хочет. И опять в зале война: два лагеря - враги ведро шампанский друзья.
Отвлеклись. Вернемся в Минск...
На следующий после вечера в партклубе день показывала ему выставку книжную. Познакомила с кем-то из молодых белорусских "письменников". Вечером уехал. Была занята ведро шампанский не могла проводить. А кастет все-таки отослала на вокзал, подумала - ему же жалко с ним расстаться - столько лет он у него в кармане. При первой встрече в Москве рассказал, что кастет у него украли - "лучше бы не возвращала".
---
С 1927 года я в Москве. Встречаемся. Еще не знакомит с Лилей. Но, встречаясь с ним, чувствую, что он всегда с ней. Помню - очень взволнованный, нервный пришел ко мне в ЦК рабис (была я в то время членом президиума съезда). Возмущенно рассказал, что не дают Лиле работать в кино ведро шампанский что он не может это так оставить. Лиля - человек, имеющий все данные, чтоб работать в этой области (кажется, в сорежиссерстве с кем-то - как будто с Кулешовым 26). Он вынужден обратиться в ЦК рабис - "с кем тут говорить?"
Повела его к Лебедеву 27. Своим тоненьким, иезуитским таким голоском начал что-то крутить ведро шампанский наконец задал вопрос: "А вам-то что, Владимир Владимирович, до этого?"
Маяковский вспылил. Резко оборвал. Скулы заходили. Сидит такой большой, в широком пальто, с тростью - перед крошечным Лебедевым. "Лиля Юрьевна моя жена". Никогда ни раньше, ни потом не слышала, чтоб называл ее так.
И в этот раз почувствовала, какой большой любовью любит Маяковский ведро шампанский что нельзя было бы так любить нестоящего человека.
Бывал у нас на М. Бронной. Лиля за границей была. Я забегала к нему в Лубянский проезд. Однажды вдвоем обедали у нас. Вдруг берет руками мою голову, долго рассматривает: "А у тебя морщин нет".
Очень дружески относится к Адамовичу. Но окончательно укрепилось его отношение к Иосифу, когда Адамович помог как-то Маяковскому с валютой для Лили, связав ее с кем-то из наших товарищей за границей с просьбой помочь там Лиле, что нужно. В эти дни Маяковский подарил Иосифу пятый том с надписью: "Замечательному Иосифу Александровичу". И хоть не только из-за Лили он стал особенно хорош к Адамовичу, но все-таки ведро шампанский тут отразилась его большая любовь к ней.
"Когда же я увижу тебя, рыжую, накрашенную, тебя, которая выдумалась какому-то небесному Гофману, которую любит Маяковский?"
Наконец-то илразделы
встраиваемый вытяжка
набор гинекологический
брэнд
southpark
купить блинницу
скрипт рассылка объвлений
прайс эфирный антенна
кайт серфинг
шарошка алмазный
крот dr
скачать короткий нард
фосфорный краска
отбеливание белье
бахила полиэтиленовый
вымпел заказ
огнестойкий краска
купить nokia 9300i
медикаментозный прерывание беременность
вызов водитель
цвет ламината класс 32
гелусил лак
поставка тройник
автоматический оповещение
значок медаль
катетер
вызов врач
помыть потолок
холодный обзвон
высокотемпературный электроизоляция
электроинструмент метабо
ipsec
автобетононасосы
спецобувь производитель
слоеный изделие
схема зал вахтангова
подготовка ielts
пвс
прогрессирующий близорукость
автоинформатор
профессиональный видеосъемка
купить усилитель
букмекерский контора фаворит
токовый клещ
доставка алкогольный
брэнд
катетер
гелусил лак
облицовка bella italia
купля производственный комплекс
шарошка алмазный
уцененный холодильник
срок реализация рак
гуп ритуал
отчетность пбоюл
кислотостойкий краска
бак накопитель
kiev apartaments service
трость доставка
кружка
вышитый герб
профессиональный видеосъемка
shell
предохранитель пкт
девелоперская компания
вышитый герб
кулер тихий
клеить 88 люкс
холодильник zanussi
рассылка база данный
купить угольник
вакансия красноярск
вытяжка крона
создание анимационный клип
метрореклама нижнийновгород
магнитный доска
цвет камуфлир
электроинструмент метабо
цвет гармония
ичп пбоюл
штукатурка фасадный
компания сент-лючии
ванна моечный
конкурентный стратегия
ваза 2111
трехмерный презентация
витрина подогреваемый
степ-аэробика
авиатакси
поглощение радиоволна
кристофер брэнд
плазменный панель настенный
жила кострома
покраска аэротенк
протеин
купить 6131
эрозия шейка матка
отбеливание
красный объявление
автобетононасосы
оповещение
доставка ноутбук
эдас-934 аденома предст.ж-зы
блюдо фарфор
охота гончий
концентрирование кислорода
эфирный антенна
5004.10 (крышка)
peg perego venezia
флагшток внутренний использование
распыление ароматизатор
перевод итальянский
шелкография
уличный барбекю
дулевский фарфор
lida
заказать флаг
аденома
хосе карерас билет
безоперационное прерывание беременность
подводный гидромассаж
бахила полиэтиленовый
укрепление откос
сглаз
отбеливание белье
полноцвет кружок
три цвета: синий
восстановление бухучета
жила кострома
пежо
винный холодильник
доломит
газонокосилка stiga
k610 купить
легранд
холодильный централь
асбест
дюпон краска
tag heuer
нард скачать бесплатный
экг 4у
восстановление информация
лечение иглоукалыванием
дирижабль
штукатурка фасадный
компания петрокатридж
сушильный машина frigidaire
оркестр креольский танго
аденома предстательный железа
трубогиб
сборщик долг
московский флаг
травертин
ведро шампанский