Страшное будущее для страшной России: Технотриллер по-русски: Статьи : Baraban.ua
заказ по телефону:
8(044) 503-03-03
как нас найти?
Поиск: по продуктам
по контекступо ключевым словам
найти
Статьи
Новости
Отзывы
События
Расширенный поиск
КаталогКарта сайтаДомой
Корзина
Товаров:
Цена: грн.
X
Логин:
Пароль:
Войти
Регистрация Забыли пароль?
Каталог
DVD Видео
Аудиокнига
Игры
Караоке
Музыка MP3
Audio CD
Софт
Метки пользователя:секс, Будівництво, любоффь, Файне кіно, дружбаВсе метки
Вам в помощь
Как быстро найти
Как сделать заказ
Все о доставке
Все об оплате
Часто задаваемые вопросы
Актеры и Режиссеры
Награды
Главная \ Статьи \ Технотриллер по-русски \ Страшное будущее для страшной России
Биографии
Технотриллер по-русски
Страшное будущее для страшной России
"Технотриллер"
— термин сравнительно новый. И как любой другой термин, определяющий
жанровую принадлежность того или иного произведения, нуждается в точной
дефиниции. Поэтому попробуем для начала разобраться, что именно
отличает произведение, написанное вжанре "технотриллера", от всех
прочих.
Технотриллер — слово из двух корней. "Техно" означает, по-видимому,
что в произведении, относящемся к этому жанру, описывается некая
техника и аспекты ее эксплуатации. "Триллер", по определению
современного толкового словаря, — художественное произведение,
использующее специфические выразительные средства для возбуждения у
читателя/зрителя сильных эмоций: страха, тревожного ожидания,
беспокойства. Но это толковый словарь. В российской издательской
практике давнопринято называть "триллером" остросюжетное произведение с
явным оттенком "чернухи". Поскольку речь в этих обзорах пойдет
исключительно о российской издательской практике, будем придерживаться
этого — более широкого во всех смыслах — определения.
Триллер — это всегда конфликт интересов. Бескомпромиссный,
безжалостный, очень часто — кровавый. Технотриллер не является
исключением. Чтобы продемонстрировать возможности современной техники в
экстремальных условиях, авторы технотриллеров прибегают к самым
различным моделям конфликта: секретная операция спецслужб (Том Клэнси, "Охота за "Красным Октябрем"; Дэвид Мейсон "Тень над Вавилоном"), террористическая акция (Том Клэнси, "Игры патриотов" и цикл "Оперативный центр"), заговор против существующей власти (Том Клэнси, Мартин Гринберг, "Политика: Игры во власть"), военные действия (Том Клэнси, "Красный шторм"; Ральф Питерс, "Война 2020 года")
и т.д. Однако если в обычном триллере разрешение конфликта идет через
взаимодействие отдельных личностей (максимум — через взаимодействие
силовых структур, представленных в тойили иной степени
персонализованно), то в технотриллере одним из главных действующих лиц
является техника. При этом, кстати, романы Артура Хейли или Даниила Гранина
нельзя отнести к жанру технотриллера, так как там нет тех самых
"специфических выразительных средств". Для произведений Хейли и Гранина
более подходит и за ними же остается термин "производственный роман".
Именно с тем, что техника выступает в качестве персонажа, связан
еще один непременный атрибут технотриллера. Важнейшей задачей любого
автора, работающего на ниве художественной прозы, является достоверное
изображение психологии действующих лиц, выбранных им для своего
повествования. Но если это лицо — не лицо, а техническое устройство,
как тут быть? Авторов технотриллеров подобное обстоятельство не
смущает. Скорее наоборот, они старательно (можно сказать, любовно)
описывают малейшие особенности конструкции этих технических устройств,
результаты их применения и работу соответствующих эксплуатационных
служб. В связи с этим стилистика технотриллера может на протяжении
повествования меняться самым непредсказуемым образом. Вот только что,
вроде бы, мы читаливесьма прочувствованное описание охоты на оленя и
вдруг натыкаемся на совершенно сухую, выхолощенную, написанную языком
то ли инструкции, то ли Устава внутренней службы фразу:
"Дэнни
спустил курок. Со скоростью почти две тысячи миль в час пуля пронеслась
над пустынным распадком. В пятистах ярдах от стрелка и чуть меньше чем
через три четверти секунды она поразила цель"
(ДэвидМейсон, "Тень над Вавилоном").
Можно, конечно, критиковать подобный подход к живому тексту, однако,
приглядевшись, мы обнаружим, что иначе нельзя, перед нами один из
неписаных законов жанра; их — эти законы — либо нужно принимать, либо
просто не обращать внимания на факт публикации очередного произведения,
написанного в жанре технотриллера. Как говорится, не любо — не слушай
(не читай/не смотри), а врать (издавать роман/демонстрировать фильм) не
мешай.
Теперь, послетого, как мы определились с жанровыми признаками и
дефинициями, перейдем непосредственно к текстам. Замечу сразу, что в
мою задачу не входит подробный рассказ о том, что происходит на фронте
технотриллера за рубежом — наш рынок не менее интересен, хотя
иограничен. Однако тенденция к изданию подобных книг наметилась и в
России, у этих книг появился свой читатель, и уже можно говорить о
прошлом, настоящем и — главное! — о будущем российского технотриллера.
Первое
попавшееся мне в руки произведение на русском языке, которое вполне
можно назвать "технотриллером", знатоки наверняка помнят. Это роман Дэвида Бишоффа "Недетские игры",
вышедший на языке оригинала в 1983 году (у нас — в 1986-м). В этом
романе действует весьма специфический персонаж — суперкомпьютер с
гордым именем ОПРУ, осуществляющий стратегическое планирование и
тактическое управление всеми боевыми соединениями армии США. Этот
компьютер любит играть в игры, и ничего страшного не случилось бы, если
бы ОПРУ не воспринимал сценарий термоядерной войны как одну из игр, о
чем персонал, обслуживающий его, не знал. Но триллер без страшного — не
триллер, а потому благодаряОПРУ едва не начинается всамделишная война.
Впрочем, катастрофу удается предотвратить, и суперкомпьютер
переключается на шахматы.
Подобный благополучный исход не является обязательным атрибутом
технотриллера. Финал может быть и мрачным до полной безысходности.
Роман Юджина Бердика и Харви Уилера "Гарантия безопасности", написанный еще в 1962 году, но опубликованный у нас только в 1988-м (в составе сборника "Звездное воинство Америки")
посвящен аналогичной теме. В одной из систем Президентского командного
пункта сгорел конденсатор. В результате звено стратегических
бомбардировщиков получает приказ "идти на Москву". Через некоторое
время становится ясно, что произошла ошибка, однако бомбардировщики уже
в пути и остановить их не могут ни сами американцы, ни русские (так с
давних пор и по сегодняшний день в западной прозе именуются все нации
Советского Союза). В испепеляющем пламени ядерного взрыва гибнет
Москва, советское руководство (Генсек, описанный в романе, не назван по
имени, но по реакциям очень похож на Никиту Сергеевича) в ярости и
готовится нанести ответный удар. Для того чтобы не началась Третья
мировая война, грозящая уничтожить все живое на Земле, президент США
отдает приказ бомбить... Нью-Йорк. Потери русских таким образом
компенсированы, и все довольны. Кроме, разве что, жителей Москвы и
Нью-Йорка.
Как видите, в технотриллерах описываются ситуации, близкие к
фантастическим. Не чужда технотриллеру и чистая фантастика. Более того,
фантастика философская. К этому жанру можно, без сомнения, отнести
некоторые из романов Станислава Лема.
(Лем — это действительно уникальнейший феномен мировой культуры.
Бывает, только успеет заявить о себе новомодный жанр под громким
названием, как находятся знатоки, которые говорят: "Позвольте, ребята,
у пана Станислава все это было еще в начале шестидесятых!")
Судите сами.
"...на
пультах, залитых багрянцем далекого солнца, пылавшего на центральном
экране, начали перемигиваться огоньки. Зашевелились ферромагнитные
ленты, программы медленно вползали внутрь все новых и новых приборов,
переключатели высекали искры, и ток уплывал по проводам с гудением,
которого никто не слышал. Закружились электромоторы, преодолевая
сопротивление давно застывшей смазки и поднимаясь с басов на высокий
стон. Матовые слитки кадмия выдвигались из вспомогательных реакторов,
магнитные помпы сжимали жидкий натрий в змеевиках охлаждения, по
обшивке кормовых отсеков пробежала дрожь, и одновременно легкий шорох
из-за бортовых переборок — словно целые стада зверьков носились там,
постукивая коготками о металл, — сообщил, что приборы автоматического
контроля уже отправились в длинное путешествие, чтобы проверить каждое
соединение лонжеронов, герметичность корпуса, прочность металлических
швов. Весь корабльнаполнился шумами, движением, — он пробуждался, и
только команда его еще спала".
Вы угадали, откуда цитируемый фрагмент? Правильно, это "Непобедимый". Типичнейший технотриллер с большой и гордой буквы "Т".
Еще более показательный пример — недавний роман Лема "Фиаско".
Мэтр настолько увлекся описанием техники будущего, что даже позабыл на
этот раз о персонажах — они у него не более чем винтики в громоздкой и
невероятно сложной программе первой межзвездной экспедиции.
Очень часто прибегает к фантастике и один из наиболее известных авторов технотриллера — Майкл Крайтон. Вспомним основные произведения, принадлежащиеего перу.
"Штамм Андромеда". Космический
вирус проникает из космоса и убивает жителей провинциального городка.
Армия США и специальная санитарная служба пытаются остановить
распространение эпидемии.
"Сфера".
У берегов Америки обнаружен неизвестный артефакт, оказавшийся
звездолетом будущего. К артефакту, на подводную базу, отправляется
команда "чрезвычайщиков".
"Конго". Служба технологии
использования земных ресурсов отправляет в джунгли Заира экспедицию,
цель которой — отыскать залежи алмазов. Экспедиция подвергается
нападению со стороны стаи горилл, обученных военному искусству какой-то
доисторической цивилизацией.
"Парк юрского периода".
Генные инженеры компании "ИнДжен" возрождают динозавров и населяют ими
парк развлечений на одном из островов, принадлежащих Коста-Рике.
Динозавры вырываются на свободу.
"Затерянный мир".
Прямое продолжение "Парка юрского периода". Персонажи первой книги
высаживаются на острове, где "ИнДжен" построила инкубатор для
производства динозавров.
Во всех этих романах мы встречаем довольно подробные описания
современной техники — как военного, так и гражданского назначения. Лихо
закрученный сюжет и четко сформулированная авторская идея привлекает
массового читателя, поэтому любой из романов Крайтона пользуется
неизменным успехом.
Если уж мы заговорили о классике технотриллера, самое время
вспомнить Тома Клэнси, с именем которого небезосновательно связывают
само понятие жанра. Дебютный роман Тома Клэнси "Охота за "Красным Октябрем" был опубликован в 1984 году и мгновенно принес автору мировую известность. Последующие книги: "Игры патриотов", "Красный шторм", "Кремлевский кардинал", "Явная угроза", "Все страхи мира", "Без жалости", "Долг чести", "Слово президента", "Оперативный Центр", — закрепили этот успех и сделали Клэнси самым богатым писателем мира. Неизменной популярностью пользуется он и в России.
В основе книг Клэнси лежат почти фантастические или совершенно фантастические события.
В "Охоте за "Красным Октябрем" описывается бегство на Запад
советской сверхсекретной атомной субмарины с новым водометным
движителем. За субмариной охотятся все комуне лень, но ее капитан Марк
Рамиус и аналитик ЦРУ Джек Райан (любимый герой Клэнси) умудряются всех
перехитрить и доставить "Красный Октябрь" целым и невредимым на базу в
Норфолке. (Кстати, перечитывая недавно эту прекрасную книгу, я был
потрясен, обнаружив, что замполита субмарины звали "товарищ Путин"!)
Роман "Красный шторм" еще более монументален. Здесь перед читателем
разворачивается впечатляющая картина войны в Европе, развязанной
Советским Союзом, который находится на грани топливного кризиса. Война
идет на земле и в воздухе, на воде и под водой. Истребители дерутся за
превосходство в воздухе, тяжелая артиллерия обстреливает Ганновер,
советский десант высаживается на берега Исландии, подводные лодки
танцуют в мрачных глубинах Атлантики, выслеживая друг друга и караваны,
идущие из Америки. НАТО, разумеется, побеждает, а в Москве в связи с
этим случается переворот, и к власти приходит реформатор Михаил
Сергетов. Впрочем, Клэнси надо отдать должное: он постоянно напоминает
читателю, что такой исходвойны за Европу — чистая случайность, блоку
НАТО просто повезло.
В огромном (даже по меркам этого писателя) романе "Долг чести" Том
Клэнси обратился к "постсоветской" геополитической реальности. Теперь
война идет за передел сфер влияния в Тихоокеанском регионе и главным
противником США выступает... технократическая Япония. Россия находится
на вторых ролях, а побеждает сами понимаете кто.
Примечательно, что грядущий передел мира между США и Японией всерьез беспокоит не одного Тома Клэнси. В романе Ральфа Питерса "Война 2020 года",
изданном в 1991 году, также описывается противостояние Америка—Япония,
только на этот раз ареной битвы становится вернувшаяся на путь
социализма Россия. Америка в романе Питерса тоже переживает не лучшие
времена — пандемия вирусной болезни БР выкашивает чуть ли не половину
населения. Однако, несмотря на объективные трудности, США предоставляют
в распоряжение русских эскадрилью наисовременнейших боевыхвертолетов
М-100, которые ставят точку в затянувшейся войне, разгромив японский
штаб в Баку. Вертолеты описаны очень убедительно — гораздо
убедительнее, чем люди.
В роли спасителей России американцы выступают и в свежем романе "Политика: игры во власть",
написанном Мартином Гринбергом по сюжету Тома Клэнси. Декабрь 1999
года. Ельцин, перебрав водки, умирает. Его пост занимает
премьер-министр прозападной ориентации Владимир Старинов (чем-то
неуловимо похожий на Виктора Черномырдина). В результате неурожая в
России начинается голод, но великодушная Америка снова готова помочь.
Ее планы нарушает группа российских террористов, отстаивающих интересы
"патриотических" кругов и конкретно главы оппозиции Аркадия Педаченко,
—террористы взрывают Таймс-Сквер, что в Нью-Йорке, в тот момент, когда
сотни тысяч нью-йоркцев празднуют там наступление нового, 2000-го года.
Зловещий заговор разоблачает и террористов наказывает не кто иной как
миллиардер, магнат в области современных информационных технологий и,
разумеется, стопроцентный американец Роджер Гордиан.
Вообще же, читая американские романы, написанные в жанре технотриллера, невольно ловишь себя на мысли: а все-таки как
сильно они, американцы, боялись нас, русских (советских), — настолько
боялись, что сочиняли страшные истории о нашем страшном будущем, словно
пытаясь "заговорить" свой собственный страх. Исключением является,
пожалуй, только незамеченный широкой аудиторией "космический"
технотриллер Нормана Спинрада "Русская весна",
в котором пришедшие к власти "новые русские" (!) наконец-то наладили
нормальную жизнь и более того - сделали нашу несчастную страну
межпланетной державой.
Естественно, российскому читателю не нравится, когда любимые авторы
смотрят на него, читателя, как на пугало. И в какой-то момент появился
и окреп спрос на тексты "о том же самом, но с другой стороны фронта". А
где спрос, там и предложение.
Вследующем обзоре я расскажу о романах российских авторов,
написанных в жанре технотриллера. Вас ждет встреча с Истребителями,
Небесным Королем, Балканским тигром и Пиратами XXI века.
Помог отзыв?
******************************
******************************
Новинки
Караоке
Караоке в подарок. Песни на все времена
DVD Видео
Monamour: Любовь моя (Monamour)
DVD Видео
Медальон (The Medallion)
Все Новинки
Бестселлеры
DVD Видео
Фарс Пингвинов (Farce of the Penguins)
DVD Видео
Немножко беременна (Knocked Up)
Аудиокнига
Культ
Все Бестселлеры
Мы рекомендуем
DVD Видео
Ирония Судьбы: Продолжение
DVD Видео
Трансформеры (Transformers)
DVD Видео
Ультиматум Борна (The Bourne Ultimatum)
Все Мы рекомендуем
Последние добавленные
DVD Видео:Индиго
Караоке:Караоке 3000+
Игры:Battlefield 2: Local Wars (GZ)
Аудиокнига:Абу-Касимові капці
Музыка MP3:Классическая музыка для детей. 100 прозведений
Audio CD:Анна Герман 'Золотые неаполитанские шлягеры'
Заказ по телефону в Киеве: т.8(044) 503-03-03
© Copyright Барабан 2007. All right recerved
Developed by XTLabs, Inc.
Карта сайта
| Доставка
southpark
dr
nokia 9300i
32
ipsec
ielts
bella italia
kiev apartaments service
shell
88
zanussi
-
2111
-
6131
-934 .-