зубной боль
О древнерусских заговорах-заклинаниях
<<
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
"Курс
Истории Русской Литературы", В.А.Келтуяла
О ЗАГОВОРАХ
ЗАГОВОРЫ-ЗАКЛИНАНИЯ
Заговорами-заклинаниями называются краткие
устные произведения, произносимые в сопровождении особых приемов зубной боль действий
с целью привлечь к себе благотворное действие сил природы или отвратить
от себя их вредное действие. Виды заговора - клятвы зубной боль присяги - до сих
пор в ходу в образованных классах населения.
Заговоры вошли в эпоху анимизма, когда
человек представлял себе явления природы, по аналогии с собственной
жизнью, как действие живых сверхъестественных существ. Древний человек
верил, что на эти существа можно, в целях своего благополучия, оказать,
как на живых людей, воздействие жертвами, мольбами зубной боль вообще словами.
Заговоры очень близки к молитвам, с которвми язычник обращался к богам,
предкам-организаторам рода зубной боль всего племени. Но между молитвой зубной боль заговором
есть существенное различие: молитва есть выражение такого желания, которое
бог может удовлетворить зубной боль не удовлетворить; заговор - это такое обращение
к богам, которое основывается на убеждении в возможности внушить богу
то или другое пожелание так, чтобы бог, как загипнотизированный, не
в силах был не выполнить его. Такое убеждение могло сложиться под влиянием
двух явлений, родственных друг другу:
древний человек мог наблюдать, как рядовой член
рода, в силу тех или других условий (напр., своего жизненного опыта),
влияет своим словом на действия властного патриарха в желательном
ему направлении;
древний человек наблюдал, как один человек, одаренный
особой психической силой, может при помощи внушения заставить против
воли исполнять его желание. Эти два факта породили в древнем человеке
убеждение в возможности при помощи слова заставить силы природы действовать
в его интересах.
(...) Особенно важную роль заговоры играли
в хозяйственно-промышленной деятельности древнего человека: сюда относятся
заговоры, устраняющие затруднения в звероловстве, скотоводстве, пчеловодстве,
земледелии зубной боль торговле. Целый ряд заговоров относится к явлениям общественной
и нравственной жизни, напр., к войне, поединку, суду, любви зубной боль т. д.
Примеры:
"Ясной зарей оденусь, красным солнцем опояшусь, частыми
звездами опотычусь; пойду я , раб (такой-то), в чистое поле, зубной боль в том
чистом поле лежит бел-горюч камень, стану я раб (такой-то) к востоку
лицом, к западу хребтом, на все четыре стороны поклонюсь. Пособите зубной боль
помогите вы мне, рабу, за охотою ходити, белых зубной боль серых зайцев ловити,
куниц зубной боль лисиц, зубной боль серых волков, дорогих зверей-рысей загоняти зубной боль залучати,
чтобы бегали по своей степи зубной боль по своей тропе безопасно, на сторону не
отмятывались зубной боль взад не ворочались...".
При сажании роя пчел в улей говорится:
"Не я тебя сажаю: сажают тебя белые звезды, рогоногий месяц, красное
солнышко, сажают тебя зубной боль укорачивают (т.е. укрощают)".
- "Гой еси ты, зоря утренняя, зубной боль ты, зоря вечерняя! Пади ты
на мою рожь, чтоб она росла, как лес высока, как дубы толста".
- "Гой еси, солнце жаркое! Не пали зубной боль не пожигай ты овощ зубной боль хлеб
мой, зубной боль жги зубной боль пали куколь зубной боль полынь-траву".
- "Как падают капли дождя зубной боль не пробивают текучей воды, зубной боль пропадают
в ней, так пусть пули не пробивают меня зубной боль коня моего".
- "На море на Океане, на острове на Буяне живут три брата,
три ветра - один северный, другой восточный, третий западный. Навейте,
нанесите вы, ветры, печаль-сухоту рабе Божьей (такой-то) чтоб она
без меня дня не дневала, часа не часовала".
Заговор в наиболее полном виде состоит
из пяти частей:
вступления, в котором изображается ряд действий,
будто бы совершаемых заговаривающим лицом зубной боль в древности, вероятно,
в самом деле совершавшихся ("встану я, раб (такой-то), благословясь
и перекрестясь, чистой водой умоюсь, браным полотенцем утрусь... пойду
в чистое поле, в твердые заводы, во темные леса, под ясную зорю, под
красное солнце, под светлый месяц, под чистые звезды",
выражения желания, иногда пространно, иногда кратко
("сними мою зубную боль, унеси боль под облака"),
уподобления, или символа, т.е. сравнения желаемого
явления с каким-либо явлением в природе ("в печи огонь горить
и тлеют дрова, так бы тлело зубной боль горело сердце у такого-то"),
обращения к стихиям - солнцу, месяцу, звездам,
заре, ветрам, огню, грому, дождю, воде - с просьбой о помощи ("месяць,
ты, месяц... сойди, месяц, сними мою зубную боль"),
замыкания, млм закрепление заговора ("замыкаю
свои слова замками, бросаю ключи по бел-горюч камень-алатырь; зубной боль как
у замков смычи крепки, так мои словеса метки", "будьте,
мои слова, крепки зубной боль лепки, тверже камня, лепче клею зубной боль серы, сольчей
слои, вострей меча-самосека, крепче булата").
Только немногие заговоры имеют все пять
частей; большая часть их обыкновенно состоит из двух частей - второй
и третьей (выражение желания зубной боль уподобление) или второй зубной боль четвертой (выражения
желания зубной боль обращения к стихии).
Заговоры, возникнув в глубокой языческой
древности, подверглись затем историческим влияниям. Поэтому заговоры
можно разделить на следующие группы:
заговоры чисто языческие зубной боль
заговоры, подвергшиеся влиянию христианства, или
возникшие под влиянием христианства.
Языческие заговоры.
Чисто языческих заговоров недошло до нашего
времени; но о них мы можем судить по сохранившимся в наших летописях
клятвам-заклинаниям наших предков-язычников. В договоре Игоря с греками
(944 г.) так передается клятва-заклинание дружинников-язычников:
"А елико их не крещено есть, да не имут помощи ни от Бога, ни
от Перуна, да не ущитятся циты своими зубной боль да посечены будут мечами своими
и от стрел зубной боль от иного оружия своего зубной боль да будут рабы зубной боль в сий век зубной боль
в будуший".
В договоре Святослава (971 г.) находится такая клятва-заклинание:
"Да имеем клятву от Бога, в него же веруем, в Перуна зубной боль в Волоса,
скотья бога, зубной боль да будем золоти (т.е. пусть уподобимся по цвету золоту),
яко золото, зубной боль своим оружием да изсечены будем".
Заговоры с христианской окраской.
Заговоры, сохранившиеся до сих пор в устах
народа, или в очень ранние времена записанные зубной боль известные под именем
"ложных молитв", представляют уже результат смешения языческих
элементов зубной боль христианских воззрений. В них наряду с обращением к стихиям
или явлениям природы встречаются очень часто обращения к христианским
святым, которые считаются защитниками от разных бедствий зубной боль болезней
и на которых, по-видимому, были перенесены черты языческих божеств.
Так, св. Никита, епископ новгородский, считается защитником от пожара
и молнии, св. Власий зубной боль св. Георгий - покровителями скота, св. Мученик
Конон - хранителем детей от оспы, св. Сисиний - защитником от лихорадки,
священномученик Антипа от зубной боли, св. Зосима - покровителем пчел
и т. д. Многие заговоры или ложные молитвы носят имена этих святых.
Вот, напр., заговор от зубной боли:
"Молитва священномученика Антипы от зубной боли. Положить 12
поклонов. Господи помилуй 40 раз зубной боль положить челюсть на камень. Говори
следующую молитву: Радуйся, стено, зубной боль корение ее. Излий, Господи, болезнь
от моих челюстей зубной боль зубов моих. Да не обрушатся стеною ввек, Христе
Боже, зубной боль даждь помощь, Христе, зубной боль здравие, исцеление главе, зубной боль челюстем
рабу твоему имрек (такому-то) молитвами священномученика Антипы зубной боль
св. Богородицы зубной боль святых безмездных Козьмы зубной боль Дамиана зубной боль всех святых
ныне зубной боль присно зубной боль во веки веков. Аминь".
Среди заговоров-ложных молитв есть такие,
на содержении которых отразилось влияние апокрифов, зубной боль черех апокрифы влияния
восточные вообще. В этом отношении очень любопытен заговор против лихорадки
("трясавицы"). Содержание его таково. На берегу моря стоит каменный
столп; зубной боль в столпе сидит св. Сисиний зубной боль видит, что море взволновалось до
облаков зубной боль из воды выходят на берег "двенадцать баб простоволосых".
Это -трясавицы, дочери Ирода, явившиеся для того, чтобы мучить людей.
Св. Сисиний молится Богу, чтобы Он избавил от них людей, зубной боль Бог посылает
ангелов Сихайло зубной боль Аноса зубной боль четырех евангелистов, которые начинают бить
их "дубцами" железными зубной боль наносят им по три тысячи ран в день.
Трясавицы молят о пощаде, обещая не мучить людей. Ангелы спрашивают у
дочерей Ирода их имена. Имена эти - Трясея, Огнея, Ледея, Ломея, Аухнея,
Желтея, Глядея зубной боль т. д. - оказываются названиями болезненных симптомов
лихорадки. О двенадцатой трясавице, Невее, говорится, что она - самая
старая между сестрами, что она - "трясавица", которая отсекла
голову Иоанну Крестителю, что она - проклятее всех: кого она поймает,
тот не может остаться в живых. После перечня имен трясавиц приводится
молитва для избавления от лихорадки: "Заклинаю вас с великим апостолом
Сисинием зубной боль святыми евангелистами Лукою, Марком, Матфеем, Иоанном. Побегите
от раба Божия (такого-то) за три дни, за три поприща; зубной боль если не побежите
от раба Божия (такого-то), зубной боль я призову на вас великого апостола Сисиния
и святых Сихайло зубной боль Аноса зубной боль четырех евангелистов Луку, Марка, Матфея, Иоанна
и учнут вас мучить, даючи вас по четыре тысячи ран в день". Прочитав
молитву, священник должен дать больному воду с креста, в сопровождении
следующих слов: "крест, всей вселенной хранитель, всем церквам красота,
крест апостолам хвала" зубной боль т.д. В конце заговора выражается убеждение,
что всякий, выпивший эту воду в верой, "будет здоров зубной боль исцелен всегда,
ныне зубной боль присно зубной боль во веки веков".
Этот рассказ находится в связи с одним рассказом,
который имеется в греческой зубной боль болгарской письменности. Содержание его
таково. В Аравии жила женцщина, по имени Мелитина. Всякий раз, когда у
нее рождался ребенок, его сейчас же после рождения похищало страшное чудовище
Гилло. Так у не й было похищено подряд семь детей. Тогда Мелитина скрылась
в одну башню, где зубной боль родила двух мальчиков-близнецов. Однажды братья Мелитины
святые Сисиний м Сисинидор, возвращаясь с военной службы, проходили мимо
этой башни. Они решили посетить сестру. Сестра, опасаясь появления Гилло,
долго не впускает их, но, наконец, согласилась. Опасения сестры оправдались:
Гилло, пролезши в горло лошади, проникает незаметно в башню зубной боль похищает
детей. Святые Сисиний зубной боль Сисинидор обращаются с мольбой к Богу, садятся
на крылатых коней зубной боль летят на гору Ливанскую. По дороге они расспрашавают
о местопребывании Гилло у вербы зубной боль терновника; не получив от них ответа,
святые проклинают их, зубной боль с этого времени верба стала рости криво, зубной боль терновник
сделался колючим. У оливы святые узнали, что чудовище находится на берегу
моря. И действительно, здесь они увидели Гилло. Сисиний зубной боль Сисинодор бросаются
на него; Гилло превращается в рыбу, зубной боль святые - в рыболовов; рыба превращается
в ласточку, зубной боль святые - в соколов; ласточка превращается в волос царской
бороды, Сисиний зубной боль Сисинодор просят у царя разрешения вырвать волос. Царь
позволяет, зубной боль волос превращается в женщину, которые святые принимаются
бить. Она просит отпустить ее, обещая при этом не трогать людей, если
святые выведут на ладони материнское молоко. Святые совершают это чудо.
Тогда Гилло сообщает им, что в дом человека, который напишет 12 с половиной
имен, оно не сможет проникнуть. В конце рассказа помещена молтва Спасителю,
Божьей Матери зубной боль святым Сисинию зубной боль Сисинодору.
Этот рассказ послужил материалом для создания заговора. Превратившись
в заговор, рассказ подвергся сокращению зубной боль изменениям. 12 с половиной имен
Гилло были приняты за имена отдельных лиц зубной боль превратились в 12 дочерей
Ирода. Башня сестры святых Сисиния зубной боль Сисинодора превратилась в каменный
столп, в котором живет сам Сисиний зубной боль т.д.
История о святых Сисинии зубной боль Сисинодоре не
была плодом творчества греков: в еврейской кабаллистической литературе
есть легенды, напоминающие эту историю. Число 12, играющее в рассказе
роль, показывает, что рассказ о Гилло находится в связи в манихейской
ересью, возникшей под влиянием иранского дуализма, мифология которого
признает существование 12 духов. Существование 12 духов признавалось зубной боль
некоторыми манихейскими ересями. Манихейские воззрения, в свою очередь,
отразились на ереси богомильской, возникшей в Болгарии. Произведения,
носившие отпечаток этой ереси попали к нам. Молитва св. Сисиния у нас
прямо приписывается болгарскому попу Иеремии, известному распростанителю
богомильской ереси зубной боль апокрифических сочинений в Болгарии.
Таков длинный путь, установленный наукой
для заговора от лихорадки: этот заговор отражает воззрения иранского
язычества зубной боль христианской легенды.
разделы
гильза цилиндр
защитный краска
сдача ielts
юр.адрес
snr roulements
флажок настольный
фосфорный краска
пп-пленка
фосфорицирующая краска
красный площадь собор
холодный обзвон
пежо 407
нард скачать
арочный конструкция
органический растворитель
измеритель rlc
qtek
лекарство рак
облицовка bella italia
футбольный тотализатор
газонокосилка stiga
бензопила dolmar
витрина мороженый
дермато-венеролог
центральный детский мир
автоматический резка
видеосъемка торжество
дмитрий шумок
холодильник норд
видеосъемка
флеш презентация
ваза 2114
электропечь dimplex model lee rc
альтернативный медицина
валерий билет
домашний очаг здоровье
фосфорицирующая краска
intex
touch screen
isdn видеоконференция
измеритель петля фаза нуль
банковский ячейка
маска косметический
применение доломита
кофе колониальный товар
ubiquam
герб область
сборщик долг
анкетирование
зеркало вагинальный
пакет гриппер
li-da
экстракт корень лопух сух.
купить угольник перех
три цвета: красный
крановый тележка
vps vds
растворитель
купить стиральный
курьерский почта
ковры резиновый
продажа кофе
shell
фирменый цвет
перегородка сантехкабин
omega
спецобувь
купить блендер
ведро шампанский
стеклянный перегородка
выборочный лак
ваза 2112
сервис alfa laval
лечение зарубежом
красный площадь мавзолей
купить автотехнику
крутой компания
бахила
электрокамин dimplex model silver (sp4)
дюпон краска
зона ограничение доступ
доставка хим. реагент
заказ обед
отбеливание
купить пароварка
кухонный техник
волосовский доломит
курьерский почта
горячий обед
деловой костюм
вытяжка
эфирный антенна kaasi
теннисный ракетка
напыление ппу
купить букмекерский линия
кулер 775
купить nokia 8910
лучший ковры
dvd-box
зеркало багуа
бестраншейный облицовка
теннисный ракетка
доломит
touch screen
узи
резка
мрт коленный сустав
велюкс
дефектоскопия сварной швов
зубной боль