:
АТРИБУЦИЯ КИТАЙСКИХ РЕЗНЫХ ЛАКОВ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ВОСТОКА | ARTconservation
@import "/modules/node/node.css";
@import "/modules/poll/poll.css";
@import "/modules/system/defaults.css";
@import "/modules/system/system.css";
@import "/modules/user/user.css";
@import "/sites/all/modules/cck/content.css";
@import "/sites/all/modules/quote/quote.css";
@import "/sites/all/modules/tagadelic/tagadelic.css";
@import "/sites/all/modules/cck/fieldgroup.css";
@import "/sites/all/modules/google_cse/google_cse.css";
@import "/sites/all/modules/nodecloud/nodecloud.css";
@import "/sites/all/themes/bluebreeze/style.css";
ARTconservation
Сообщество реставраторов.
Отчеты
Дневники
Форум
Опросы
Контакты
Карта сайта
ЭКСПОЗИЦИЯ
Главная » Реставрация мебели и деревянных изделий » Восточноазиатские лаки. Методика реставрации, исследования. АТРИБУЦИЯ КИТАЙСКИХ РЕЗНЫХ ЛАКОВ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ВОСТОКА
Л. А. Шмотикова (Музей Востока)
Производство лаковых изделий в Китае представляет одну из длительных непрерывных традиций ремесла. Его особое место в художественной культуре страны было обусловлено уникальными свойствами исходного материала — сока лакового дерева. Этот природный полимер после отверждения дает очень прочное покрытие с высокими физико–химическими и декоративными качествами. Лак практически не разрушается никакими растворителями, используемыми в повседневной жизни. Он стоек к воздействию влаги, высокой температуры, не подвергается разрушению насекомыми. С эпохи неолита именно его защитные свойства использовались для сохранения предметов из дерева, бамбука, ткани и других материалов. Вместе с тем лаковая поверхность обладала декоративным эффектом — изделия приобретали красивый легкий блеск цветной поверхности. Позже, начиная с периода Чжоу (1027–256 до н.э.), её стали украшать росписью. С периода Тан (618–906) известны лаки, инкрустированные золотом, серебром и перламутром. Тогда же делаются первые попытки резьбы по лаку, которая в следующий период Сун (960–1279), занимает ведущее место в лаковом производстве [3].
Трудоемкая техника изготовления лаков, их высокая стоимость с самого начала производства сделали их предметом роскоши, принадлежностью императорского двора, домов знати и состоятельных людей.
Резные лаки редко вывозились за пределы страны. Лишь во второй половине XIX в. производство лаков приобрело массовый характер, при этом качество изделий резко снизилось. Вследствие названных причин лаки не стали поначалу предметом широкого частного и музейного коллекционирования в Европе. Сведения о лаках носили общий характер, датировки были расплывчатыми в пределах династии. В последние десятилетия среди исследователей четко обозначился интерес к этому виду искусства. Появившиеся публикации не только позволили представить эволюцию лакового производства более детально, но и сделали возможной дифференцированную атрибуцию. Однако стоит заметить, что это касается, во–первых, официальных лаков, сделанных для императорского двора, и, во–вторых, коллекций, с которыми работали признанные авторитеты в этой области. При этом основное внимание было уделено лакам периода Мин (1368–1644) и раннего Цин (1644–1911) и гораздо меньше лакам конца XVIII–XIX в.
Коллекция китайских лаков Государственного музея Востока — одна из крупнейших в нашей стране (наряду с собранием Государственного Эрмитажа), она насчитывает около 200 экспонатов. Среди них значительное место занимают резные лаки. Основное количество экспонатов поступило в период со дня образования музея в 1918 г. до 1960–х гг. По атрибуциям тех лет, её временные рамки — XVI–XXвв., при этом большая часть — предметы XIX и XXвв.; изделия XVI–XVIIвв. единичны. В настоящее время в работе с коллекцией возникла необходимость уточнения датировки в свете последних исследований.
Основанием для атрибуции резных лаков являются марки, технические особенности изделий, сюжеты, композиционные построения, иконография отдельных мотивов.
На лаковых произведениях марки ставили редко. Но и при наличии марок на них нельзя абсолютно полагаться. Известно, что в XV–XVIIIвв. иногда старые марки стирались и наносились новые, а в поздних подражаниях, наоборот, ставились более ранние [4]. Кроме того, в Китае существовали не только официальные императорские, но и частные мастерские, продукция которых не маркировалась [2].
Для определения технических особенностей музейных лаков оказалось плодотворным экспериментальное исследование технологии их изготовления.
Среди отличительных технических особенностей, на которые обращают внимание исследователи, — цвет лака, качество полировки, характер трещин, наличие меток–ограничителей, манера резьбы.
При поступлении в музей коробки (Инв. № 6458 I и 6459 I) были датированы XVI–XVIIвв., т.е. предполагалось, что они относятся к периоду Мин. Датирующим признаком минских изделий является "линия–указатель". Эта полоса черного лака под верхними слоями красного служит, как считается, сигналом приближения к грунту. К концу XVI в. эта линия при изготовлении лаков не использовалась. В наших коробках, как показали анализы, эта линия отсутствует, поэтому датировка, XVIв., снимается. Следующий признак минских лаков — коричневатый (пурпурный) оттенок и особое ощущение глубины и прозрачности лака, возникающих благодаря тщательной шлифовке каждого слоя. Наши коробки этими качествами обладают. Трещины в форме прямых параллельных линий могут возникать в объеме лака. Это также считают признаком периода Мин [4]. Вместе с тем композиционная схема расположения декора не позволяет датировать их этим временем. На боковых поверхностях коробок размещены трапециевидные картуши с цветами и птицами, между ними помещены восемь буддийских драгоценностей на фоне плотного, измельченного растительного орнамента. Такой декор боковых граней является признаком более позднего времени. Резьба коробок имеет двойственный характер: на крышке в изображении пейзажа присутствует сочная, пластичная резьба, являющаяся отличительной особенностью минских изделий. Вместе с тем имеются большие плоскости геометрического орнамента фона, что свидетельствует о принадлежности к периоду Цин. Можно сделать вывод, что коробки изготовлены в конце XVII — начале XVIII в. на восстановленной в 1680 г., после воцарения цинской династии, лаковой фабрике в Пекине. В начальный период этого правления имелась тенденция, с одной стороны, обращения к привычным минским образцам, с другой — появление черт нового стиля.
Некоторые сомнения в правильности атрибуции вызывала группа лаков, поступивших в Музей в 1957 г. Она определена периодом правления Цянь–лун (1736–1795). Эта группа лаков имеет, казалось бы, все характерные признаки изделий означенного периода. Цвет лака яркий, в нем отсутствуют оттенки. Это следствие плохой послойной полировки. Края резьбы также не отполированы, что придает ей угловатый, резкий характер. Орнаменты мелкие и дробные. Настораживало главным образом полное отсутствие трещин, которые всегда видны и появляются в достаточно старом лаке. Возникало некое предположение, что эти лаки являются более поздним (может быть, XX в.) воспроизведением.
Анализы технических особенностей не внесли ясности в этот вопрос.
Особая группа резных лаков — лаки гури. Они считаются наиболее ранними из резных изделий. Их история и эволюция четко не обозначены. Существует единодушное мнение, что они появились в Китае. Первые опыты относятся к периоду Тан и большого распространения достигают в период Сун. Х.Гарнер отмечает, что в значительном количестве лаки гури создавались в Китае в период правления династии Мин. Д.Клиффорд же считает, что в период Мин они не были популярны, а использовались в конце XVIII и в XIXв., особенно в Японии [2].
Европейцы, по–видимому, познакомились с этими лаками через японцев. Само название гури — это японское чтение двух китайских иероглифов, описывающих орнамент этих лаков и означающих "сгибать, гнуть" и "колесо, круг". Его английские эквиваленты — "cloud–pattern", "brocadecloud", "swordguard". По существу, это описание геометрического орнамента, варьирующего дуги, изгибы, закругления. Такой орнамент вырезался V–образно, сходя почти на нет к нижним лаковым слоям. Главной выразительной особенностью этих лаков является чередование красных и черных слоев лака.
Датировка гури чрезвычайно трудна. Так как изобразительные мотивы орнамента одинаковы у всех гури и являются их специфической особенностью, исследователи пытаются найти отличия в характере резьбы, технологических особенностях.
Например, некоторые гури имеют резьбу неглубокую и широкую — U–образную. Другие отличаются глубокой и менее широкой резьбой. У исследователей нет единой точки зрения: является ли это признаком разного времени или разного места производства. Вторая группа гури имеет нижний слой лака желтого цвета.
Трудно различаются китайские и японские гури. Х.Тарнер приводит следующие отличия. Японские гури очень высокого качества. Слои тонкие и ровно наложенные. В них присутствует желтый слой, в то время как в китайских этого слоя нет. Появляются японские гури не ранее середины XVIII в.
Основная проблема лаков гури нашего собрания заключается в определении их принадлежности японским или китайским мастерам. В зависимости от этого возможно решение вопроса о времени их изготовления.
Экспериментальные исследования показали, что поднос (Инв. № 6473 I) и подставка (Инв. № 6468 I) имеют в лаковых слоях три цвета: красный, коричневый и желтый (нижний) — это соответствует японским гури. Но в этом случае слои коричневого и красного лака должны быть тонкими и ровно положенными. Фотографии шлифов показывают, что поверхность лаковых слоев отшлифована недостаточно тщательно. Поднос (Инв. № 6464 I) не имеет желтого слоя, что позволяет отнести их к работе китайских мастеров. Интересно, что при поступлении в музей эта небольшая группа вещей была разделена на две части — инв. № 6473 I и 6468 I датировалась XVIIв. китайского производства (?), а инв. № 6464 I и 6466 I — XVIII в. — японского (?). Данные анализов дают основание поменять датировку — первая группа может быть признана изделиями японских мастеров XVIII — начала XIX в., во второй группе поднос (Инв. № 6464 I) может быть отнесен к китайским изделиям, выполненным в XVIIв., а поднос (Инв. № 6466 I) имеет первоначальную атрибуцию — Япония, XVIII- начало XIXв. В заключение необходимо подчеркнуть важность проведенных исследований, их практическую ценность для работы с музейной коллекцией.
Литература
1. Garner H. Guri lacquer of Ming dynasty/VTransactions of Oriental Society: 1957–1959. V. 31. P. 61 73. 2. Clifford D. Chinese carved lacquer. London, 1992.
3. Portal G. Decorative arts for display//The British Museum book of Chinese art/Ed.by T.Rawson. London, 1992. P. 168–212.
4. Меньшикова М. Л. О некоторых особенностях китайских красных резных лаков тихун периодов Мин и Цин//Общество и государство в Китае: 14–я науч. конференция. Ч. 1. М., 1983. С. 186–189.
Атрибуция экспонатов, выполненных в технике красных резных лаков и лаков гури, из фонда лаков сектора Дальнего Востока Государственного музея Востока
Инвентарный номер
До экспертизы
После экспертизы
КРАСНЫЕ РЕЗНЫЕ ЛАКИ
6458 I
6459 I
Китай, XVI–XVIIвв. Период Мин
Китай, Конец XVII–начало XVIIIв. Период Цин
11847 I
11848 I
11849 I
11851 I
11853 I
11857 I
11866 I
Китай, 1736–1795 гг. Период Цян–лун или воспроизведение XXв.
Анализ технологических особенностей не внес ясности в вопрос о времени создания экспонатов
ЛАКИ ГУРИ
6464 I
6466 I
6468 I
6473 I
Япония, XVIII в. (?) Япония, XVIII в. (?) Китай, XVII в. (?)
Китай, XVII в. Япония, XVIII–начало XIX в. Япония, XVIII–начало XIXв.
Разное (дневники)
Реставрация архитектуры (дневники)
Реставрация монументальной живописи (дневники)
Реставрация скульптуры (дневники)
Реставрация станковой темперной живописи (дневники)
подробнее
Реставрация архитектуры (отчеты)
Реставрация металла (отчеты)
Реставрация монументальной живописи (отчеты)
Реставрация станковой масляной живописи (отчеты)
Реставрация станковой темперной живописи (отчеты)
подробнее
За чашкой чая (форум)
Копирование и подготовка (форум)
Обсуждения на тему (форум)
Реставрация станковой масляной живописи (форум)
Реставрация станковой темперной живописи (форум)
подробнее
Аренда панели NEC доставка суши краснодар оздоровительный отдых в Подмосковье для детей
Поиск по сайту
Вход для пользователей
Имя пользователя: *
Пароль: *
Создать новую учетную записьПолучить новый пароль
Содержение:
Реставрация архитектуры
Реставрация монументальной живописи
Реставрация станковой масляной живописи
Реставрация станковой темперной живописи
Реставрация графики
Реставрация мебели и деревянных изделий
МУЗЕЙНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ МЕБЕЛИ
Восточноазиатские лаки. Методика реставрации, исследования.
ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕСТАВРАЦИИ ВОСТОЧНОАЗИАТСКИХ ЛАКОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
ИСТОРИЯ ВОСТОЧНЫХ ЛАКОВ. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
МЕТОДИКА РЕСТАВРАЦИИ ВЬЕТНАМСКОЙ ЛАКОВОЙ СКУЛЬПТУРЫ "ДОНАТОР"
МЕТОДИКА РЕСТАВРАЦИИ КИТАЙСКОЙ РОСПИСИ, ВЫПОЛНЕННОЙ В ТЕХНИКЕ КОРОМАНДЕЛЬСКОГО ЛАКА
ИССЛЕДОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА ВОСТОЧНЫХ ЛАКОВ. ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСТОЧНОАЗИАТСКИХ ЛАКОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
ДЕГРАДАЦИЯ ПОВЕРХНОСТИ ВОСТОЧНЫХ ЛАКОВЫХ ОБЪЕКТОВ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ СВЕТА.
ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ КИТАЙСКИХ ЛАКОВЫХ ИЗДЕЛИЙ, ВЫПОЛНЕННЫХ В ТЕХНИКЕ КРАСНЫХ РЕЗНЫХ ЛАКОВ И ЛАКОВ ГУРИ
АТРИБУЦИЯ КИТАЙСКИХ РЕЗНЫХ ЛАКОВ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ВОСТОКА
ИССЛЕДОВАНИЕ ТАЙСКОЙ СКУЛЬПТУРЫ ИЗ СОБРАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭРМИТАЖА
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСТОЧНОАЗИАТСКОЙ ЛАКОВОЙ МЕБЕЛИ И ЕЕ ЕВРОПЕЙСКИХ ИМИТАЦИЙ XVII-XVIIIВВ.
К ВОПРОСУ О РАСКРЫТИИ АВТОРСКОГО ЛАКОВОГО СЛОЯ
Приложение
Тематические публикации
Реставрация металла
Реставрация скульптуры
Реставрация ткани
Копирование
Исследование и хранение
Документы
Теги страниц
ВИДЫ ФИКСАЦИИ
ПЕРЕТЯЖКА КАРТИН
ТЕМА 21.ПОДГОТОВКА ОТЧЁТА ПО РЕСТАВРАЦИИ МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ
Параграф II-54. Сборка рабочего подрамника. ДИЗ VI.
Создание оптимального режима хранения
Реставрация икон.
Из истории бумаги
Организация производства реставрации лепного декора
ВЫСОТНЫЕ ОБМЕРЫ
Проект реставрации памятника архитектуры
подробнее
ARTconservation - некоммерческий проект. Основная цель ресурса - содействовать сохранению российского и мирового художественного и культурного наследия.
art-con.ru
form.rating{ display: block; }
ielts
.
snr roulements
-
407
rlc
qtek
bella italia
stiga
dolmar
-
2114
dimplex model lee rc
intex
touch screen
isdn
ubiquam
li-da
.
: