футбольный тотализатор

Журнальный зал | Логос, 2006 N3 | Норберт Элиас. Генезис спорта как социологическая проблема. Опубликовано в журнале: «Логос» 2006, №3 Норберт Элиас Генезис спорта как социологическая проблема Многие виды спорта, которые сегодня существуют в более или менее схожих формах футбольный тотализатор популярны во всем мире, возникли в Англии.1 Оттуда, главным образом во второй половине XIX —первой половине XX столетий, они распространились в другие страны. Одним из них был футбол, который в Англии был известен как “Футбольная Ассоциация” или, сокращенно, soccer. Другими были скачки, борьба, бокс, теннис, охота на лис, гребля, крокет футбольный тотализатор легкая атлетика. Но кроме футбола ни один из видов спорта не распространился столь широко футбольный тотализатор быстро футбольный тотализатор не стал столь популярен в других странах.2 Английское слово “спорт” также было принято другими странами для обозначения определенного рода занятий. И хотя отдельные виды чисто английских спортивных состязаний распространились, главным образом, между 1850 футбольный тотализатор 1950 гг., получив в каждой стране свою специфику, однако настоящее или современное значение термина “спорт” там установилось даже раньше, чем в Англии. В 1936 г. один немецкий комментатор писал: Как известно, Англия была колыбелью футбольный тотализатор любящей “матерью” спорта... Это видно по специальным английским терминам из этой области, которые стали общим достоянием всех наций, как итальянские специальные термины в области музыки. Вероятно, редко случается, чтобы одна часть культуры мигрировала из одной страны в другие, столь мало меняясь.3 “Спорт” — факт социального значения, но само слово вначале выступает как будто незнакомцем в чужой стране, футбольный тотализатор это можно показать на многих при- 1 Это эссе было впервые опубликовано в сборнике: Eric Dunning (ed.). The Sociology of Sport: a Selec- tion of Readings. London, 1971. Оно продолжает другие работы автора, — см.: Norbert Elias. The Civilizing Process. Oxford, 1978; State Formation and Civilization, Oxford. 1982. 2 Мы не можем здесь детально рассматривать вопрос, почему в отличие от “соккера”, этого английского типа футбола, “руггер” (регби) не получил столь широкого распространения. Но стоит отметить, что анализ таких вопросов может послужить развитию социологической теории спорта. 3 Перевод автора из работы: Agnes Bain Stiven. Englands Einfluss auf den deutschen Wortschatz. Marburg, 1936. мерах. Выбор времени процесса распространения футбольный тотализатор усвоения — всегда важный факт в контексте социологического диагноза. Так, в 1810 г. в Германии один аристократический автор, хорошо знавший Англию, еще мог сказать, что слово “спорт” столь же непереводимо, как футбольный тотализатор “джентльмен”.4 В 1844 г. другой немецкий автор по поводу термина “спорт” отмечал: “поскольку у нас нет слова для обозначения занятий такого рода, мы вынуждены ввести этот термин в наш язык”.5 Общепринятым английское слово “спорт” становится в Германии в 50-годы XIX в. Непосредственным импульсом к тому послужило увеличение числа спортивных состязаний. Наконец, в XX в. термин “спорт” становится своим для немецкого языка. Во французском словаре Larousse du XlXieme Siecle дается следующая характеристика: “Спорт — sport — английское слово, сформировалось от старофранцузского "desport",— удовольствие, развлечение...”. У французов это вызывало протест, поскольку считалось, что “такие термины портят язык, хотя у нас нет никаких таможенных барьеров на границе, чтобы запретить их импорт”.6 Другими примерами английского импорта во Францию стали такие слова, как “скачки”, “жокей”, “бег с препятствиями”, “матч”, “тотализатор” футбольный тотализатор “бокс”. Уже при Людовике XVIII скачки футбольный тотализатор пари на английский манер стали обычным делом во Франции. Эта мода исчезла во время революции, но возродилась вместе с восстановлением аристократии. Клуб жокеев был основан в Париже в 1833 г. Фактически именно этот вид “спорта” преобладал среди аристократии или “высшего общества” Англии первой половины XIX в. футбольный тотализатор распространился в других странах как элитарное занятие, пока, наконец, в самой Англии футбольный тотализатор за ее пределами не уступил в популярности футболу, которым могли заниматься как средние слои, так футбольный тотализатор слои рабочего класса. В Германии, как футбольный тотализатор во Франции, некоторые английские термины, относящиеся к спорту, использовались аристократией в ХVIII в. Приблизительно с 1744 г. старое слово “бакс” (baxen) обретает более литературную форму “бокс” (boxe). Для понимания развития европейского общества футбольный тотализатор спорта важно именно то, что первыми видами состязаний, которые перешли из Англии в другие страны, были конный спорт, бокс, охота на лис футбольный тотализатор им подобные; вместе с тем, такие, как футбол или теннис, как футбольный тотализатор вообще спорт в современном смысле этого слова, распространились позднее, со второй половины ХIХ в. Преобразование полиморфной английской народной игры в “футбол” носило характер довольно длительного развития в направлении большего упорядочения футбольный тотализатор унификации правил. В 1863 г. это завершилось кодификацией игры практически на национальном уровне. В 1878 г. в Ганновере был создан первый немецкий футбольный клуб, где играли по английским правилам; в Нидерландах такой клуб создается в 1879-80 гг., в Италии около 1890 г. Футбольные федерации были созданы в 1895 г. в Швейцарии, в 1900 в Германии, футбольный тотализатор в 1906 в Португалии, футбольный тотализатор все они формировались с учетом увеличения количества клубов в каждой стране. В одних Нидерландах было 25 различных футбольных клубов с более чем десятью членами команды футбольный тотализатор каж- 4 Принц Puechlser-Muskau. Briefe eines Verstorbenen. 9 October 1810. 5 J. G. Kohl, цитата из: F. Kluge. Ethymologisches Worterbuch. 17th edn, 1957, статья о спорте. 6 Larousse du XlXieme Siecle. дый существовал уже с 1900-01 гг. К 1910-11 гг., число клубов составляло 134. С 1908 г. футбол —с некоторыми перерывами — становится непременной частью Олимпийских игр. В период распространения игры в других странах термин “футбол” (football) в других языках чаще всего ассоциировался с английским типом футбола (soccer). Во Франции термин сохранил свою первоначальную форму. В Германии без особых проблем он превращается в “Fussball”. В Испании — “futbol” с характерными производными типа “futbolero” футбольный тотализатор “futbolista”. В Португалии — “futebol”, в Голландии — “voetbal”. В Соединенных Штатах слово “футбол” также какое-то время было связано с английским типом игры, но затем волею обстоятельств его значение изменилось. Доминирующий американский стиль игры постепенно отклонился от английского. Некоторые из ведущих американских университетов под влиянием канадского конкурента английского футбола “регби” или “руггера” меняли традиционные правила футбольный тотализатор далее формировали игру по собственному усмотрению. Но термин “футбол” по-прежнему обозначал различные стили игры, которая в Соединенных Штатах постепенно стала стандартизированной, в то время как английский футбол здесь назывался просто soccer, в отличие от латиноамериканских стран, где для этого продолжали употреблять слова “futbol” футбольный тотализатор “futebol”. Можно приводить много других примеров из истории распространения футбольный тотализатор ассимиляции английской спортивной терминологии. Но сказанного достаточно, чтобы обозначить проблему. II Каковы причины того, что в XIX футбольный тотализатор XX вв. именно английский тип развлечений, называемый спортом, становится международным образцом проведения досуга? Ведь футбольный тотализатор в истории других стран существовали различные формы игр. Почему же спорт появился впервые именно в Англии? Какие особенности развития футбольный тотализатор структуры английского общества определяют движущую энергию такой специфической формы досуга, как “спорт”? И в чем отличие спорта от более ранних форм развлечений? На первый взгляд кажется, что многие вопросы здесь основаны на неверных предпосылках. Только ли в современных обществах впервые стали получать наслаждение от спорта? Разве люди не играли в футбол в Англии футбольный тотализатор других Европейских странах в эпоху Средневековья? Разве придворные Людовика XIV не имели собственных теннисных кортов футбольный тотализатор не наслаждались этой “игрой ладоней” (jeu de paume)? А раньше всех древние греки, великие зачинатели “атлетики” футбольный тотализатор других видов “спорта”, — разве не устраивали, подобно нам, местные футбольный тотализатор межгосударственные спортивные состязания с грандиозным размахом? Не является ли возрождение Олимпийских игр в нашу эпоху достаточным напоминанием того факта, что “спорт” не есть что-то новое? Трудно ответить на вопрос, был ли тип состязаний, который сформировался в Англии под названием “спорт” футбольный тотализатор в XVIII-XIX вв. распространился в другие страны, чем-то относительно новым, или это было возрождением чего-то, что было уже у греков, футбольный тотализатор что сегодня мы задним числом расцениваем как “спорт”. Современное широкое значение этого слова, охватывающее состязания любого вида, позволяет предположить последнее. Аналогично используется понятие “промышленность”. В широком смысле оно означает определенную деятельность, которая имеет место футбольный тотализатор в догосударственных племенных обществах, футбольный тотализатор в доиндустриальных обществах с государственной структурой, футбольный тотализатор также в индустриальных национальных государствах. Но существует более узкий футбольный тотализатор точный смысл этого понятия, который относится к “процессу индустриализации” XIX-XX вв., этому несомненно новому типу организации производства футбольный тотализатор труда, к возникающим уникальным промышленным структурам, которые могут быть социологически определены достаточно точно, в отличие от других типов производства. Если говорить о “спорте” в широком смысле, то он включает все состязания футбольный тотализатор физические упражнения, какие только можно встретить в тех или иных обществах; это же понятие в более узком смысле относится к определенному типу состязательных игр, возникшему в Англии футбольный тотализатор уже оттуда распространившемуся в другие страны. Этот процесс можно было бы назвать, правда не слишком благозвучно, “спортизаци-ей” состязательных игр, — что ясно указывает на проблему: можно ли обнаружить в относительно недавнем развитии структуры футбольный тотализатор организации такого досуга, как “спорт”, тенденцию, которая столь же уникальна, как футбольный тотализатор тенденция в развитии структур футбольный тотализатор организации трудовой деятельности в процессе индустриализации? Это открытый вопрос. Его легко неверно истолковать. Учитывая преобладающую оценку трудовой деятельности как чего-то намного более ценного, чем все формы досуга, легко предположить на этом основании, что любая, имевшая место за последние 200 лет трансформация досуга вообще или состязательных игр в частности, является “следствием” индустриализации. Неявное полагание причинных связей такого рода заранее затемняет суть проблемы. Очевидно, продуктивнее предполагать другую возможность, например, рассматривать индустриализацию, футбольный тотализатор преобразование определенных форм досуга в спортивные состязания как взаимосвязанные тенденции футбольный тотализатор составные моменты целостного процесса трансформации общества в его современную форму. И только отказавшись делить сферы социальной жизни на более ценные, рассматривая их как “причины”, —и менее ценные —как “следствия”, можно надеяться прояснить проблему генезиса спорта, с которой мы здесь сталкиваемся. Это прояснение футбольный тотализатор есть главная задача нашего эссе. III Следующий отрывок из статьи об атлетике в последнем издании “Британи-ки”, очевидно, можно считать хорошим резюме распространенных представлений на эту тему: Исторически самые первые атлетические рекорды ставились на греческих Олимпийских играх (776 г. до н. э.).., закрытых по приказу императора Феодосия в 394 г. История атлетики между падением Рима в V в. футбольный тотализатор XIX в. весьма отрывочна. Религиозные фестивали в эпоху Средневековья часто сопровождались грубой игрой в мяч между городами-соперниками или гильдиями. Они были предшественниками больших зрелищных спортивных состязаний XX в.: соккера, бейсбола, тенниса, футбола, футбольный тотализатор т. д. Индустриальная революция середины XVIII в., введение Томасом Арнольдом (1830 г.) в общественных школах спортивных состязаний как формы внеурочной работы, обеспечило стимул для развития спорта в Викторианскую эпоху Англии. На волне спортивного возрождения XIX в. Олимпийские игры были восстановлены в Афинах в 1896 г. С начала XX в. усиливается интерес ко всем спортивным состязаниям футбольный тотализатор достигает пика, несмотря на две мировые футбольный тотализатор другие многочисленные, менее значительные войны. Этот отрывок говорит о хорошо известных фактах. Действительно, иногда толчок к развитию спорта связывают с инициативой д-ра Арнольда. Но это едва ли помогает понять многие скрытые в таком поверхностном рассказе проблемы. Как, например, объяснить, что игры времен религиозных празднеств Средневековья были более “грубыми” по сравнению с праздниками, которые проходили задолго до того в Олимпии, стоящей в этом плане ближе к спортивным состязаниям XIX футбольный тотализатор XX вв.? И как тут определить степень “грубости”? Каким образом определить допустимую степень “грубости” в цивилизованных стандартах правил спортивной игры? И как воспринимает эту степень каждый участник? Как объяснить “бурное развитие спорта”, или “возрождение атлетики в XIX в.”? Как мы помним, средневековые турниры включали разнообразные народные игры того времени — необузданные футбольный тотализатор фактически несдерживаемые никакими запретами власти, в противоположность тому, что издавались в Англии футбольный тотализатор других европейских странах в отношении футбола, — что говорило о глубоком футбольный тотализатор живом интересе к этим соревнованиям. Различие между состязаниями, которые нравились до XVIII в. футбольный тотализатор состязаниями в эпоху индустриальной революции, заключается в степени их грубости. Было ли это следствием различий в уровне цивилизованности общества? Или эта степень футбольный тотализатор определяет грань, выделяющую спорт среди прочих форм состязательных игр? Тогда насколько оправданным является разговор о возрождении спорта? Можно ли считать, что “ренессанс”, который переживает спортивное движение в XIX футбольный тотализатор XX вв. есть некое необъяснимое “возрождение” чего-то, что существовало в древности, было утрачено в средневековую эпоху, футбольный тотализатор по неизвестным причинам просто повторно родилось в наше время? Были ли соревнования в древности более “грубыми” футбольный тотализатор “дикими”? Были ли они, подобно нашей эпохе, ограничены сравнительно высокой степенью чувствительности восхищенных зрителей к причинению серьезных повреждений участникам соревнований? Возможно, главная тенденция спортивного движения ведет к возрождению того, что уже имело место в древности, — такова по крайней мере прекраснодушная идеологическая легенда, подчеркивающая единство этого движения, его очарование футбольный тотализатор престиж футбольный тотализатор вместе с тем вуалирующая его противоречивость. Но такое представление мешает реальному объяснению происхождения спорта футбольный тотализатор повышения его значения в наше время. Чтобы приступить к решению этой трудной задачи, мы должны непредвзято оценить тот факт, что соревновательные игры, которые мы называем “спортом”, подобно самим индустриальным национальным государствам, где эти игры имеют место, обладают некоторыми уникальными чертами, которые футбольный тотализатор отличают их от других типов игр. IV При более детальном рассмотрении нетрудно увидеть, что классические состязательные игры древности, которые часто рассматриваются как главная парадигма спортивных игр вообще, имели множество особенностей футбольный тотализатор формировались в условиях, сильно отличных от условий наших сегодняшних соревнований. Цели соперников, стандарты их оценок, правила футбольный тотализатор ход соревнований во многих отношениях заметно отличались от характеристик современного спорта. Многие сегодняшние работы на эту тему стараются увидеть здесь подобие футбольный тотализатор завуалировать различия. В результате получается искаженная картина как нашего, так футбольный тотализатор древнегреческого общества, и, стало быть, непонимание нашей связи с прошлым. Проблема запутывается не только представлением о соревнованиях древности как некоем идеальном воплощении спорта, но также футбольный тотализатор попытками найти соответствующие подтверждения этой гипотезе в письменных исторических документах, пренебрегая противоположными свидетельствами. Здесь достаточно обратить внимание на одно из основных различий в структуре состязательных игр классической древности футбольный тотализатор спортивных состязаниях XIX-XX вв. В эпоху античности такие виды “тяжелой” атлетики, которые соответствуют современным боксу футбольный тотализатор борьбе, допускали более высокую степень жестокости, чем это предполагается современными правилами. Последние являются более регламентированными футбольный тотализатор дифференцированными, футбольный тотализатор они не просто традиционно общеприняты, но зафиксированы письменно, подлежат аргументированной критике футбольный тотализатор пересмотру. Высокий уровень физической жестокости в античных играх не воспринимался как нарушение каких-то правил. Это симптоматичная особенность организации греческого общества, характерная для стадии его формирования, успех которого зависел от того, что на современном языке называется “государственной” организацией футбольный тотализатор степенью монополизации физического насилия. Одной из центральных структурных черт современных национальных государств выступает относительно жесткая, устойчивая футбольный тотализатор безличная монополизация власти, которая реализуется посредством насилия. По сравнению с этим, установленная монополизация футбольный тотализатор управление физическим насилием в полисных государствах Греции были более элементарными. Этот вопрос можно прояснить только опираясь на адекватную теоретическую модель цивилизационного процесса.7 Согласно этой модели, следует ожидать, что государственная структура футбольный тотализатор структура нравственного сознания, уровень социально разрешенной физической жестокости футбольный тотализатор порога отвращения к применению или наблюдению насилия, отличаются по своим формам на разных стадиях развития общества футбольный тотализатор государства. Интересно посмотреть, находят ли подтверждения эти теоретические ожидания в случае классической Греции. Таким образом, только теория на базе эмпирических данных может устранить одно из главных препятствий к пониманию различий между древними футбольный тотализатор современными играми. Это препятствие заключено в чувстве отвращения, с каким мы узнаем, что уровень жестокости, допустимый 7 Norbert Elias. The Civilizing Process. Oxford, 1978; футбольный тотализатор State Formation and Civilization. Oxford, 1982. в соревнованиях в ином обществе был выше нашего, что здесь допускалось даже убийство людей, — что приводило зрителей в восхищение. В наших глазах это явно снижает гуманистическую ценность такого общества. В случае Греции мы, таким образом, разрываемся между традиционно высокой оценкой ее гуманитарных достижений в сфере философии, науках, искусствах футбольный тотализатор поэзии, — футбольный тотализатор низкой оценкой; речь заходит о меньшем, чем у нас уровне чувствительности греков к физическому насилию, что футбольный тотализатор позволяет нам говорить о древних греках как о “нецивилизованном” или “варварском” народе. Это совершенно ошибочное понимание природы цивилизационных процессов, когда расхожие термины “цивилизованный” или “нецивилизованный” применяются в оценочном смысле футбольный тотализатор этноцентрично как окончательные моральные суждения типа “мы хорошие”, футбольный тотализатор “они плохие” или наоборот, — что, очевидно, вносит в наши суждения путаницу. Мы сами воспитаны в соответствии с социальной организацией современного национального государства, со стороны которого осуществляется контроль насилия, футбольный тотализатор также существуют стандарты самоконтроля в отношении наших собственных импульсов насилия. Мы автоматически фиксируем отклонения от этих стандартов, — происходят ли они в современных нам обществах или обществах на иной стадии исторического развития. Усвоение этих стандартов определяет наше неприятие насилия в самых разных ситуациях. Повышенная чувствительность к жестокости, отвращение к наблюдению сцен насилия, особенно, совершаемого из идейных оснований, чувство вины от наших собственных прегрешений, “больная совесть” —все это симптомы нашей защиты от насилия. Однако в период постоянных межгосударственных конфликтов эти усвоенные формы защиты неизбежно становятся шаткими футбольный тотализатор хрупкими, подвергаются испытанию, которое может способствовать укреплению прочности самоконтроля футбольный тотализатор обуздания наших сильных импульсов в межчеловеческих отношениях в пределах одного футбольный тотализатор того же общества; но одновременно по отношению к другим обществам такой самоконтроль футбольный тотализатор внешние властные ограничения могут быть ослаблены. Расчет на относительно высокую степень физической безопасности, которую могут обеспечить экономически развитые страны своим гражданам, всегда составлял важное преимущество жизни в этих странах. Если одновременно с этим государство не может обеспечить монополию футбольный тотализатор эффективный контроль степени насилия по отношению к другим странам, то в результате это порождает двойную мораль, внутренний раскол общества футбольный тотализатор угрызения совести. Такого рода несоответствия, очевидно, можно обнаружить на любых стадиях общественного развития. На родовой ступени развития общества уровень контроля жестокости внутри одной социальной группы почти всегда выше, чем подобный контроль в отношениях между различными социальными группами. В случае греческих полисов такой разрыв между внутренним футбольный тотализатор внешним контролем был меньше. Но в наше время этот разрыв снова увеличился. Сегодня уровень физической безопасности в большинстве развитых индустриальных национальных государств, хотя футбольный тотализатор может казаться достаточно низким по оценкам тех, кто в них живет, по всей вероятности, обычно выше, чем в менее развитых государствах, в то время как незащищенность людей в межгосударственных конфликтах едва ли уменьшилась. Жестокие конфликты между развивающимися странами все еще столь же неуправляемы для тех, кто в них вовлечен. В этих условиях стандарты цивилизованного поведения являются относительно низкими футбольный тотализатор усвоенные социальные табу против жестокости, футбольный тотализатор соответствующая структура морального сознания изменчивы футбольный тотализатор сравнительно неустойчивы. Конфликты внутри индустриальных национальных государств, конечно, ослабли футбольный тотализатор стали лучше управляемыми. И это результат долгого естественного развития, что, конечно, не является заслугой нынешнего поколения. Но люди современного поколения склонны судить прошлое по своим меркам; так часто футбольный тотализатор оценивается уровень жестокости, допускавшийся в состязательных играх прошлого. С этих позиций мы, скорее всего, не будем в состоянии делать различия между индивидуальными нарушениями стандартов контроля жестокости в пределах нашего собственного общества — футбольный тотализатор отдельными нарушениями подобного рода в других обществах, в соответствии с их нормами социально допустимого уровня жестокости. Такая наивная, почти автоматическая эмоциональная реакция современного общества часто ведет к неверной оценке других обществ с иными стандартами контроля над насилием футбольный тотализатор степени его неприятия, — как будто члены этих обществ были свободны выбирать между их стандартами футбольный тотализатор нашими нормами, делая при этом неправильный выбор. Мы испытываем чувство морального превосходства, считая, что мы “лучше”, футбольный тотализатор часто адресуем нарушителям норм в нашем обществе упрек, характеризуя их поведение как “варварское” или “нецивилизованное”. Оценивая по своим меркам нормы, принятые в другом обществе, мы осуждаем их как морально ущербные, футбольный тотализатор это в наших глазах является признаком более низкой ступени развития их общества, — как если бы оно было частью современного международного сообщества. Как правило, мы не задаемся вопросом, какие механизмы в других обществах определяют изменения социальных норм, регулирующих формы насилия футбольный тотализатор характер реакции на него. Но тогда мы не сможем понять футбольный тотализатор наш собственный повышенный уровень чувствительности в отношении жестокости, по крайней мере, во внутригосударственных отношениях. В лучшем случае наше объяснение этих вещей будет опираться не на трезвый футбольный тотализатор критический анализ, футбольный тотализатор выражаться туманными ссылками на “испорченную природу” определенных общественных групп или необъяснимые свойства их “расового” или этнического характера. Итак, различие допустимых степеней жестокости, принятых в состязательных играх обществ, находящихся на различных стадиях развития, обнажают весьма многоплановую футбольный тотализатор очень фундаментальную проблему. Рассмотрим несколько уточняющих примеров. Возьмем борьбу, какой она была в прошлом футбольный тотализатор стала в наши дни. Сегодня этот спорт хорошо организован футбольный тотализатор строго регулируется. Органом управления здесь выступает “Международная Федерация борьбы” со штабом в Швейцарии. Согласно Олимпийским правилам, принятым с января 1967, нарушениями в вольной борьбе считаются злоупотребление мертвой хваткой, действия, могущие привести к удушению противника, футбольный тотализатор двойной нельсон с давлением, приложенным ниже пояса совместно с ударом по ноге. Удары кулаком, пинки, давление головой также запрещаются. Борьба длится не более девяти минут футбольный тотализатор разделена на три периода по три минуты с двумя перерывами по одной минуте, управляется рефери, тремя судьями футбольный тотализатор хронометристом. Несмотря на эти весьма жесткие регламентации, вольная борьба рассматривается сегодня многими как один из наименее культурных футбольный тотализатор наиболее “грубых” видов спорта. Сегодня популярен также профессиональный вариант этого вида борьбы, специально срежиссированный для зрителя. Но профессионалы редко наносят серьезные повреждения друг другу. По всей вероятности, публика не любит видеть сломанные кости футбольный тотализатор потоки крови. Однако исполнители профессионально демонстрируют причинение вреда друг другу, футбольный тотализатор публике кажется, что всё происходит по-настоящему.8 Среди соревнований на древних Олимпийских играх был распространен вид спорта под названием панкратий (pancration), объединявший борьбу футбольный тотализатор бокс. Последний выделился в самостоятельный вид, который стал одним из самых популярных видов спорта. Но по уровню допустимой жестокости панкратий сильно отличался от современной вольной борьбы. Так, Леонтис из Мессины, дважды выигрывавший на соревнованиях по борьбе в первой половине V в. до н. э., получил олимпийскую корону не за победы, футбольный тотализатор за то, что он, бросая своих противников, ломал им пальцы. Аррахион из Пигалии, дважды олимпийский победитель в панкратии, в 564 г. до н. э. был задушен во время его третьей попытки выиграть олимпийскую корону; но перед смертью ему удалось сломать палец ноги своего противника, футбольный тотализатор тот от боли вынужден был уступить в борьбе. Судьи объявили Аррахиона победителем посмертно. Соотечественники впоследствии установили его статую на рыночной площади.9 Это, очевидно, было общепринятой практикой. Если человек на каком-либо большом празднике погибал в ходе соревнований, он посмертно получал корону победителя. А оставшийся в живых соперник, потеряв корону, — что было очень серьезной потерей, — хотя футбольный тотализатор не подвергался наказанию, но в глазах общественного мнения получал клеймо позора. Участник этих соревнований должен был считаться с риском быть убитым или раненым. Оценить различие между современной борьбой как спортом футбольный тотализатор как состязанием (агоном) можно из следующего отрывка: В панкратии конкуренты боролись каждой частью тела: руками, ногами, локтями, коленями, шеями футбольный тотализатор головами; в Спарте они использовали ноги даже как оружие. В панкратии противникам позволялось выдавливать глаза друг другу (...), ставить подножку, также хватать за ногу, нос футбольный тотализатор уши, ломать пальцы футбольный тотализатор руки футбольный тотализатор применять удушение. Если кому-то удалось повалить противника, он имел право сидеть на нем футбольный тотализатор бить его по голове, лицу футбольный тотализатор ушам; он мог также пинать футбольный тотализатор топтать его. Ясно, что соперники в таком жестоком состязании могли получить серьезные увечья, футбольный тотализатор иногда футбольный тотализатор быть убитыми! Панкра- 8 Дискуссии вокруг современной профессиональной борьбы как разновидности фарса см. в статьях: Gregory P. Stone. American Sports: Play and Dis-Play футбольный тотализатор Wrestling: the Great American Passion Play, опубликованных в сборнике: Eric Dunning (ed.). The Sociology of Sport: a Selection of Reading. London, 1971. 9 H. Foerster. Die Sieger in den Olympischen Spielen. Zwickau, 1891. (См. также: Павсаний. Описание Эллады. Т. II, VIII, 40, 1. 2. - Прим. перев.) тии, в которых участвовали спартанские юноши, были, судя по всему, наиболее жестокими из всех. Павсаний сообщает нам, что соперники буквально боролись зубами, ногтями футбольный тотализатор каждой частью тела.10 При этом был судья, но никакого хронометриста футбольный тотализатор никакого ограничения по времени. Борьба продолжалась, пока один из противников не сдавался. Правила были традиционные, неписаные, недифференцированные, футбольный тотализатор в своем применении, очевидно, гибкими. По всей видимости, всякий обман был запрещен. Но прежде, чем судья мог удалить на безопасное расстояние охваченного яростью сражения нарушителя, тот уже мог нанести противнику серьезное повреждение. Старые Олимпийские игры существовали более тысячи лет. Стандарты жестокости в борьбе за это время, очевидно, менялись. Но независимо от этих изменений, порог чувствительности к физическим травмам футбольный тотализатор даже смертельному исходу в этих соревнованиях, соответственно, их этос в целом, сильно отличались от того, что сегодня называется “спортом”. Бокс служит здесь еще одним примером. Подобно борьбе, которая входила в панкратий, кулачный бой, в отличие от современного бокса, был мало ограничен правилами, футбольный тотализатор здесь всё зависело от физической силы, выносливости футбольный тотализатор непосредственной воли к борьбе. Здесь, как футбольный тотализатор в иных видах состязаний, не проводилось различия между весовыми категориями боксеров. Единственное различие делалось между мальчиками футбольный тотализатор мужчинами. Боксеры дрались не только кулаками, но футбольный тотализатор ногами. В старину удар ногой по противнику был нормальной частью боксерской традиции.11 Рука футбольный тотализатор верхние части четырех пальцев были связаны кожаными плетьми, закрепленными к предплечью. Кулаки могли быть сжаты, но можно было применять вытянутые пальцы которыми можно было таранить тело футбольный тотализатор лицо противника. Со временем, мягкие кожаные плети уступили место более твердым, специально сделанным из дубленой кожи буйвола.12 Они были тогда оснащены острыми гранями с выступающей кромкой. Статуя сидящего боксера рядом с храмом Аполлона в Афинах (I в. н. э.), находящаяся теперь в Национальном Римском музее, довольно ясно показывает эту оснащенность. Но бокс здесь —слово, могущее ввести в заблуждение. Не только манера, но цель футбольный тотализатор весь этос этого вида соревнований отличались от современного спортивного бокса. Достаточно заметить, что этос борьбы этого класса боя, как футбольный тотализатор греческого агона вообще, возник из этоса борьбы аристократического воина. Подобный этос сформировался в стране, которая как никакая другая из стран европейского континента, создала превосходную организацию для ведения морских сра- 10 Franz Mezoe. Geschichte der Olympischen Spiele. S. 100-101; цитата из: Ludwig Dress. Olympia; Gods, Artists, and Athletes. London, 1968. P. 83. 11 Philostratos. On Gymnastics. Ch. II. 12 Филострат упоминает, что плети, сделанные из свиной кожи были запрещены, поскольку считалось, что повреждения от них слишком серьезны. Также запрещены были удары кулаком с вытянутым большим пальцем. Эти детали показывают, что некие общепринятые правила имели место футбольный тотализатор в древности, футбольный тотализатор участники тех состязаний должны были им подчиняться. Но правила эти были основаны на устной традиции футбольный тотализатор оставляли большие возможности нанесения серьезного урона противнику. жений13, сильно отличавшихся от войны на суше. Такой этос сильно отличался футбольный тотализатор от военного кодекса чести офицерского корпуса сухопутных армий европейских государств. Греческий “бокс” вместе с другими формами “агонистики” футбольный тотализатор практики греческих полисов, в отличие от английского бокса XVIII-XIX вв., имел значение не только в качестве подготовки к соревнованиям, но футбольный тотализатор как обучение воевать. Филострат упоминает, что техника боя в рамках панкратия позволяла держать граждан греческих армий в хорошей физической форме, — что, в частности, проявилось в сражении при Марафоне, когда оно превратилось в общую схватку; футбольный тотализатор также в Фермопилах, где спартанцы боролись голыми руками, когда их мечи футбольный тотализатор копья были сломаны.14 Во времена Римской империи армии граждан больше не использовались. Против неприятеля боролись профессиональные солдаты —римские легионеры. Отличие между военной техникой боя футбольный тотализатор ведением войны, с одной стороны, футбольный тотализатор традиционной агональ-ной техникой соревнований, с другой —возросло. Грек Филострат с понятной ностальгией оглядывался на классические времена. Возможно даже в те времена армий гоплитов методы ведения войны футбольный тотализатор состязательных игр действительно были ближе друг другу, чем методы ведения войны футбольный тотализатор спортивные состязания во времена индустриальных национальных государств. Филострат был, очевидно, недалек от истины, когда писал, что в прежние времена люди рассматривали состязания как подготовку к войне, футбольный тотализатор войну как упражнение в тех же состязаниях.15 Этос соревнований на больших греческих праздниках все еще отражал дух героических предков, какими они представлялись в поэмах Гомера. Благодаря таким состязаниям этот дух передавался от поколения к поколению, увлекая молодежь, показывая идеалы, которыми руководствовались в борьбе за статус футбольный тотализатор власть благородные элиты в большинстве обществ того времени. Борьба как в играх, так футбольный тотализатор на войне должна была показывать достоинства воина, за которые человек получал самую высокую похвалу футбольный тотализатор честь среди членов его собственной семьи, клана или среди граждан его города. Было престижно стать победителем состязаний, но футбольный тотализатор побежденный от этого не терял уважения, — как это было с Гектором, уступившим Ахиллесу, — поскольку каждый из воинов боролся изо всех сил до конца, пока не был ранен или убит. Победа или поражение были в руках богов. Позор футбольный тотализатор бесславие доставались тому, кто отдавал победу, не показав храбрости футбольный тотализатор выносливости. Именно в соответствии с этим этосом воина мальчики или мужчины, которым случалось быть убитыми в боксе или борьбе на Олимпийских играх, были часто коронованы как победители, футбольный тотализатор слава их доставалась родителям или городу, в то время как оставшийся в живых их убийца не получал никакого осуждения или наказания. Греческие игры не подпадают под возвышенное понятие “справедливости”. Этос справедливости у англичан не имел милитаристских корней. В Англии он формировался вместе с очень определенными 13 См. Norbert Elias. Studies in the Genesis of the Naval Profession, опубликовано: British Journal of Soci-ology. Vol. 1. № 4. December 1950. 14 Philostratos. On Gymnastics. Ch. 11. 15 Там же. Ch. 43. изменениями в характере наслаждения футбольный тотализатор волнения, которые человек получает от игровых соревнований. Здесь слишком краткое удовольствие от непосредственного наблюдения самих состязаний продлевалось благодаря не меньшему волнению от предварительной стимулирующей подготовки. Радость футбольный тотализатор волнение от спортивной игры усиливались от заключаемых пари, — что сыграло значительную роль как в преобразовании “грубых” форм соревнований в собственно спортивные игры, так футбольный тотализатор для развития этоса справедливости. Джентльмены, наблюдавшие соревнования своих сыновей, слуг или известных профессионалов, любили делать денежные ставки. Это составляло дополнительный источник волнений, непосредственно зависящих от хода соревнований, — футбольный тотализатор такие волнения уже предполагают умеренность футбольный тотализатор ограничения. Перспектива честного выигрыша пари возможна только, если начальные шансы игроков будут более или менее уравнены футбольный тотализатор минимально предсказуемы. Все это требует более высокого уровня организации соревнований, чем это было в древнегреческих полисах. Боксеры Олимпии не классифицировались согласно их весу. Не было никакого ринга, противники боролись на открытой части земли внутри стадиона. Целью были голова футбольный тотализатор лицо... Борьба происходила, пока один из двух соперников больше не был способен защититься или подтверждал поражение. Это он показывал, поднимая свой указательный палец или вытягивал два пальца к своему противнику.16 Рисунки на греческих вазах обычно изображают боксеров в традиционной позиции близко друг к другу так, что каждый расположен впереди, рядом, или даже позади другого на расстоянии одного фута. Это оставляет мало возможностей для работы ног, что, напротив, играет важную роль в современном боксе, позволяя боксерам быстро перемещаться вправо, влево, взад футбольный тотализатор вперед. У греков, согласно кодексу воина, двигаться назад было признаком трусости. Избегать ударов врага, перемещаясь, было позором. Боксеры, подобно воинам, должны выдерживать драку, футбольный тотализатор не уступать дорогу. Умелые боксеры могли использовать непробиваемую защиту, утомляя противника, футбольный тотализатор побеждать без получения повреждений. Но если бой шел слишком долго, судья мог принять решение, чтобы противники поочередно наносили удары без применения защиты до тех пор, пока кто-либо из них не терял способность вести борьбу. В этом агональном типе бокса победа или поражение были кульминацией, футбольный тотализатор этот решающий миг составлял самую существенную часть состязания, более важную, чем само состязание. Это было огромное испытание физической выносливости футбольный тотализатор навыков мускульной силы. Частыми были серьезные повреждения глаз, ушей футбольный тотализатор даже черепа; были разорванные уши, сломанные зубы футбольный тотализатор раздавленные носы. Есть история о двух боксерах, которые согласились обмениваться ударом на удар без защиты. Первый был поражен ударом по голове, которая однако осталась без серьёзных повреждений. Когда второй противник понизил бдительность, другой ударил его под ребра вытянутыми пальцами, разорвал кожу, вытащил внутренности футбольный тотализатор убил его.17 16 Dress. Olympia. P. 82. 17 Там же. VI “Из всех Олимпийских соревнований, сегодня наиболее чуждым нам кажется бокс; футбольный тотализатор как бы мы того ни хотели, мы все еще неспособны понять, как люди с таким выдающимся эстетическим вкусом могли получать удовольствие от этого варварского зрелища, где два человека бьют друг друга по голове кулаками..., пока один из них не признает свое поражение, или будет не в состоянии продолжать борьбу. Не только для римлян, но футбольный тотализатор для греков эта форма соревнования недолго была спортом; это было смертельное футбольный тотализатор серьезное занятие... Многие олимпийцы потеряли свою жизнь на стадионе”. Этот критический пассаж, написанный в 1882 г. Адольфом Беттичером, одним из первых ученых, изучавших Олимпийские игры, сохраняет значение футбольный тотализатор сегодня. В панкра-тии боксеры, как футбольный тотализатор борцы, были нацелены на победу любой ценой.18 Однако эти факты требуют анализа. Приведенная цитата представляет почти образцовый пример недоразумения, которое следует из некритического использования собственного уровня неприятия определенных типов физического насилия в качестве общего критерия оценки различных обществ, независимо от их структуры футбольный тотализатор стадии социального развития, — в том числе футбольный тотализатор уровня социальной организации футбольный тотализатор степени контроля физического насилия. Последний фактор является не менее существенной характеристикой развития общества, что футбольный тотализатор организация футбольный тотализатор контроль “экономических” средств производства. Здесь мы сталкиваемся с примечательным барьером, который мешает адекватно понять функциональную целостность общества. Это происходит от того, что разные общественные явления рассматриваются изолированно, футбольный тотализатор их оценки формируются в совершенно разнородных контекстах. Так, классическая греческая скульптура высоко ценится футбольный тотализатор по меркам нашего времени. А формы физического насилия, принятые у греков в таких состязаниях как борьба или бокс, вызывают у нас отрицательные эмоции. Такие противоположные оценки разных элементов жизни одного футбольный тотализатор того же общества со стороны тех, кто все измеряет предвзятыми ценностными суждениями, приводят к ложному мнению, что речь идет об элементах, друг с другом не связанных. И те, кто судят прошлое таким образом, сталкиваются с неразрешимой проблемой. Однако если мы заинтересованы в социологическом анализе связей между разными аспектами единой общественной жизни, то нет оснований принимать во внимание только те ее стороны, которые мы, как сторонние наблюдатели, оцениваем позитивно. В любом обществе существуют тесные взаимосвязи между всеми проявлениями жизни, футбольный тотализатор уже их фактическое сосуществование означает, что нужно учитывать целостную внутреннюю систему ценностей этого общества, позволявшую существовать столь разнородным с нашей точки зрения явлениям. Красота греческого искусства футбольный тотализатор относительная жестокость игровых состязаний — хороший тому пример. Кажущиеся несовместными с исторической дистанции, эти вещи суть проявления одного футбольный тотализатор того же уровня развития единой социальной структуры. 18 Там же. P. 81. Возникновение скульптуры на архаической почве Греции, идеалистический реализм скульптур классического периода, остается непостижимым без понимания той роли, какую играл физический облик человека как решающий фактор его социального статуса, поддерживаемый правящими элитами греческих полисов. В этом обществе человеку со слабым или уродливым телом вряд ли возможно было достигнуть или поддерживать свой высокий социальный или политический статус власти. Физическая сила футбольный тотализатор красота, уравновешенность футбольный тотализатор стойкость в качестве факторов, определяющих социальное положение мужчины, в греческом обществе имели более важное значение, чем в нашем. Не каждый знает, что возможность для человека с физическими недостатками возвыситься или поддерживать свое положение лидера, иметь высокий социальный статус, — это относительно недавнее явление в развитии обществ. Поскольку “образ тела” или физическая внешность в обществах нашего типа ценятся в целом ниже, чем, например, “интеллект” или “моральный облик”, которые определяют в наших глазах целостный образ достойного человека, — это как раз футбольный тотализатор мешает пониманию других обществ, где физические достоинства имели гораздо большее значение. В Древней Греции это несомненно футбольный тотализатор имело место. В отличие от греков, в нашем обществе, даже если физическому облику придается значение, — скажем, этим озабочены женщины или телевидение, — в целом красота футбольный тотализатор сила не играют заметной роли в том, каким уважением в общественном мнении может пользоваться человек. В этом плане симптоматичен факт, что одна из наиболее развитых современных стран избрала на самый высокий пост парализованного человека. Иное положение мы видим в греческом полисе. От тех, кто был слаб или уродлив, старались избавиться уже с раннего детства. Слабые младенцы были обречены на смерть. Человек, который был не способен к борьбе, значил немного. Иметь футбольный тотализатор поддерживать общественное лидерство тому, кто был калекой, больным или очень старым, было почти невозможно. Одно из выражений для идеала в классическом греческом обществе, слово “арете”, часто переводится как “добродетель”. Но фактически это не передает смысла греческого классического идеала, поскольку “добродетель” относится к любым моральным достоинствам. Упомянутый идеал означал прежде всего воинскую доблесть, футбольный тотализатор здесь форма тела футбольный тотализатор сила играли доминирующую роль. Именно такой идеал отражается в греческой скульптуре футбольный тотализатор в игровых состязаниях. Наиболее отличившимся победителям Олимпиад устанавливали статуи в Олимпии или иногда в их родных городах.19 Особое социальное положение атлета — просто иной аспект единой характеристики греческого общества классического периода, которая отличает это общество от нашего. “Культура” тела как эквивалент спорта не была 19 Мы не можем обсуждать здесь причины той секуляризации, которая, среди прочего, проявилась в переходе от более торжественного, вызывающего страх футбольный тотализатор почтение изображения богов футбольный тотализатор героев в архаическом периоде (примером может служить Медуза с фронтона храма Артемиды в Коркире), — к идеалистическому реализму классического периода, где боги футбольный тотализатор герои представлены как стройные воины, молодые или старые, чей вид говорит сам за себя, хотя их лица мало что выражают, даже если взять Дельфийского возничего, инкрустированные глаза футбольный тотализатор частично цвет в изображении которого сохранились до нашего времени. специальным занятием в той же мере, как сегодня. В современных обществах боксер — это специалист; футбольный тотализатор когда мы говорим об известных “боксерах” древности, то слово это способно вызвать в наших умах современную картину. А в те времена фактически те, кто проявили физическую силу, доказали свою ловкость, храбрость футбольный тотализатор выносливость, победив в больших соревнованиях известных в Олимпии атлетов, имели очень хороший шанс получить высокий социальный футбольный тотализатор политический статус у себя на родине. Участниками Олимпийских игр были, главным образом, члены “благородных семей”, происходили из относительно богатых элит их родных городов, из землевладельцев футбольный тотализатор состоятельных крестьянских семейств. Участие в этих соревнованиях требовало долгого футбольный тотализатор трудного обучения, которое могли позволить себе только относительно состоятельные люди. Многообещающий молодой атлет, который испытывал недостаток средств для обучения, мог найти богатого покровителя, или профессиональный тренер мог выдать ему аванс. Но в случае олимпийской победы атлет приносил славу своей семье футбольный тотализатор родному городу футбольный тотализатор имел все шансы стать членом правящей элиты. Вероятно наиболее известным борцом классической античности был Милон из Кротона. Он одержал много побед в Олимпии футбольный тотализатор на других панэллинских праздниках. Это был человек потрясающей силы, которая в своё время стала легендой. Он также считался одним из лучших учеников Пифагора футбольный тотализатор был командующим армии его родного города, выиграв сражение против Сибариса, которое закончилось массовым убийством побежденных жителей. Но даже тех, кого футбольный тотализатор сегодня помнят за их интеллектуальные достижения, в свое время ценили также за их участие в воинском деле футбольный тотализатор атлетике. Так Эсхил, Сократ футбольный тотализатор Демокрит прошли трудную школу сражений в армии гоплитов. Платон имел победы на некоторых спортивных праздниках. Таким образом, идеализация воина в греческой скульптуре футбольный тотализатор даже представление о богах в соответствии с идеальным физическим обликом аристократического воина футбольный тотализатор победителя соревнований составляло органичную особенность той культуры, выражало социальную позицию, образ жизни футбольный тотализатор идеалы этого общества. Понимание этой фактической взаимосвязи не мешает нам восхищаться греческим искусством футбольный тотализатор может только усилить это впечатление.20 20 То, какую роль во всех человеческих отношениях играла степень монополизации футбольный тотализатор управления физическим насилием на ранних стадиях общественного развития, проявляется среди прочего в том, сколь часто в греческих мифах поднималась тема конфликта отца футбольный тотализатор сына. Толкование Фрейдом мифа об Эдипе односторонне, потому что Фрейд этот миф рассматривает только как историю сына. Однако в контексте греческого общества эта история, как футбольный тотализатор другие связанные с ней мифы, несет более объемный социальный смысл. Это отношение отца футбольный тотализатор сына, царя старого футбольный тотализатор молодого, нужно рассматривать как со стороны сына, так футбольный тотализатор со стороны отца. Фрейд показал эти отношения со стороны сына, который ревнует мать к отцу, опасаясь его физической силы футбольный тотализатор власти. Однако футбольный тотализатор со стороны отца, стареющего царя, — как это отражено в греческих мифах, — боязнь сына как соперника играет не меньшую роль в их отношениях. Отец неизбежно становится старым футбольный тотализатор слабым, футбольный тотализатор сын из маленького ребенка превратится в сильного футбольный тотализатор энергичного человека. Во времена, когда благополучие сообщества, клана или отдельного дома напрямую было связано — как фактически, так футбольный тотализатор в воображении членов этих групп — со здоровьем футбольный тотализатор энергией царя или лидера, старый человек часто становился ритуальной жертвой, футбольный тотализатор на смену ему приходил один из его сыновей. Многие греческие мифы показывают, что этот сын до времени должен быть сокрыт от гнева футбольный тотализатор преследований отца, футбольный тотализатор пока он оставался молодым, обычно его воспитывал какой-либо незнакомец. Так согласно недавнему исследованию (Edna H. Hooker. The Goddess of the Golden Image, in Parthenos and Parthenon, Greece and Rome. Приложение к vol. X, Oxford, 1963. P. 18), “мы знаем, что дети царской семьи в примитивных аграрных обществах были в постоянной опасности как потенциальная угроза сроку пребывания царя на его троне или вследствие амбиций мачехи, продвигавшей к трону своих сыновей. В греческих мифах футбольный тотализатор легендах немногие из принцев были воспитаны дома. Кто-то был послан к кентавру Хирону; но большая часть оказывалась в положении изгоев вместе со знаками своего истинного происхождения”. Царь Лай бросает на произвол судьбы своего сына Эдипа, опасаясь, что тот убьет его. Зевс был втайне взращен нимфами, поскольку его отец Кронос чувствовал угрозу от сына футбольный тотализатор пытался убить его. Зевс, подобно Яхве, сам боялся, что человек овладеет его волшебным знанием, футбольный тотализатор жестоко наказал Прометея, который посмел украсть огонь у неба футбольный тотализатор дать его людям. Взаимное соперничество футбольный тотализатор подозрительность как составная часть отношений между отцом футбольный тотализатор сыном, — отражение чего мы находим у греков футбольный тотализатор во многих иных легендах, — постепенно утрачивает свою роль по мере того, как в обществе создаются условия, когда родственники по мужской линии не подвергают жизни друг друга опасности, когда государство монополизирует право использовать физическое насилие, запрещая отцам убивать или распоряжаться жизнью своих детей. Потребовались бы основательные сопоставительные исследования, чтобы выяснить, в какой мере чувство соперничества футбольный тотализатор ревности к отцу, — что обнаруживал в своих пациентах Фрейд, — выступает в то же время реакцией на чувство соперничества футбольный тотализатор ревности к сыну со стороны отца. И если взять греческие мифы, прежде всего, легенду об Эдипе, то едва ли можно сомневаться насчет взаимности футбольный тотализатор двойственности этого чувства соперничества между отцом футбольный тотализатор сыном. В противном случае использование этого мифа как теоретической модели определенного отношения будет неполным. В обществе, где физическая сила футбольный тотализатор власть играли намного большую роль, чем сегодня, — как в рамках отдельной семьи, так футбольный тотализатор за ее пределами, — это аллегорическое изображение имеет большое футбольный тотализатор не только чисто подсознательное значение. Взятая в этом контексте легенда об Эдипе предупреждает, что сын будет наказан богами, если он убьет своего отца. Но смысл мифа заключается не только в убийстве старого царя, но футбольный тотализатор в нарушении табу кровосмешения, футбольный тотализатор этот запрет намного старше, чем запрет отцеубийства. В этом отношении миф об Эдипе, очевидно, отвечает относительно поздней стадии развитии общества, поскольку на более ранней стадии ни убийство молодого сына, ни убийство старого отца не были преступлением. Эти легенды, таким образом, могут помочь нам понять тип человеческих отношений, которые существовали на той стадии, когда социальная организация, которую мы теперь вызываем “государством”, была еще не развита, футбольный тотализатор когда физическая сила человека, его способность обеспечить свое выживание благодаря собственной силе футбольный тотализатор борьбе были главными детерминантами всех типов человеческих отношений, включая отношения между отцом футбольный тотализатор сыном. VII Сравнение уровня жестокости, принятого на состязаниях классической Греции или на турнирах футбольный тотализатор в народных играх Средневековья, — с современными спортивными соревнованиями показывает определенную тенденцию циви-лизационного процесса. Но изучение этой тенденции, направленной к цивилизованности состязаний, будет неадекватным футбольный тотализатор неполным, если рассматривать ее в отрыве от целостной специфики тех обществ, в рамках которых выделяется феномен состязаний. Иначе говоря, невозможно понять меняющийся уровень цивилизованности состязательных игр, если, по крайней мере, не рассматривать их в контексте общего уровня социально разрешенной жестокости, уровня организации ее контроля футбольный тотализатор соответствующего соразделы гильза цилиндр защитный краска сдача ielts юр.адрес snr roulements флажок настольный фосфорный краска пп-пленка фосфорицирующая краска красный площадь собор холодный обзвон пежо 407 нард скачать арочный конструкция органический растворитель измеритель rlc qtek лекарство рак облицовка bella italia футбольный тотализатор